• Балканы, Афон, Константинополь
  • Критский собор вызвал противоречия на Афоне

    Восемь монахов из скита Кавсокаливия совместно с другими афонскими иноками направили письмо Священному Киноту Афона. В своем послании святогорцы призвали к прекращению поминовения Константинопольского патриарха Варфоломея.

    Как сообщает Romfea.gr1, парадокс ситуации заключается в том, что восемь монахов кавсокаливитов, несмотря на свою жесткую позицию, продолжают участвовать в богослужениях в кириакуне (главном храме) скита Святой Троицы, где поминовение Вселенского патриарха не прекращалось.

    Скит Святой Троицы Скит Святой Троицы
        

    В связи с этим один из служащих в кириакуне иеромонахов – о. Георгий (Алеврас) направил письмо дикею Кавсокаливского скита, в котором сообщил, что прекращает совершение богослужений до тех пор, «пока не будут сняты нестроения, возникшие из-за проявлений зилотства и неправомерных обвинений Патриарха в ереси». Фактически о. Георгий призвал к тому, чтобы были приняты меры дисциплинарного характера против непоминающих монахов.

    Отец Георгий (Алеврас) и Вселенский патриарх Варфоломей Отец Георгий (Алеврас) и Вселенский патриарх Варфоломей
        

    Афонский монах Продром в статье «Всеправославный собор и его последствия для монашества на Святой Горе», опубликованной в газете «Ортодоксос Типос», выразил мнение, что ситуация, сложившаяся на Афоне, чревата расколом: «многие отцы подписали призыв прекратить поминовение Патриарха, охарактеризовав его как еретика. Прошла информация, что из Хиландара за отказ поминать Константинопольского патриарха было изгнано четыре монаха2. Протест постепенно набирает обороты и грозит выйти из под контроля»3.

    о. Савва Лавриот о. Савва Лавриот
      

    Исключенный из совета старцев монастыря Великая Лавра монах Савва Лавриот занял наиболее радикальную позицию по отношению к священноначалию, принявшему участие в Критском Соборе. Он не только прекратил поминовение всех участников собора, но и всех епископов, кто не разорвал с ними евхаристического общения4. То есть фактически ушел в раскол. Известный греческий православный блогер Панайотис Телевантос назвал дорогу, которую избрал отец Савва, «путем в никуда»: «Мы молимся, чтобы он отошел от того раскольнического духа, который руководит им сейчас»5.

    Несколько дней назад о. Савва направил в Константинополь послание, в котором назвал условия восстановления общения с патриархом Варфоломеем. О. Савва Лавриот потребовал от Фанара осудить «ересь экуменизма», Всемирный совет церквей и папизм; вернуться к Старому стилю; выступить против электронных удостоверений личности с «числом антихриста»6.

    Многие святогорцы считают прекращение поминовения патриарха Варфоломея преждевременной мерой. Тем не менее значительная часть афонских монахов критически относится к документам, принятым на Критском соборе. Это связано с тем, что предложения, высказанные афонскими обителями накануне Собора, практически не были учтены при подготовке окончательной редакции документов.

        

    По мнению отца Продрома Святогорца, разумным выходом из положения было бы проведение заседания Священного Кинота, на котором обстоятельно и взвешено можно было бы обсудить принятые на «Святом и Великом Соборе» документы. Он призвал Константинопольский патриархат и Священный Кинот действовать осторожно и проявить к протестующим инокам «отеческую любовь», дабы сохранить единство Афона7.

    1 http://www.romfea.gr/agioritika-nea/10324-kausokalubia-stomen-kalos

    2 Такая информация действительно регулярно появляется на страницах греческих СМИ. В некоторых публикациях речь идет о четырех, в некоторых о восьми и даже девяти иноках.

    3 http://panayiotistelevantos.blogspot.ru/2016/09/blog-post_11.html

    4 http://panayiotistelevantos.blogspot.ru/2016/09/blog-post_85.html

    5 http://panayiotistelevantos.blogspot.ru/2016/09/blog-post_9.html

    6 http://aktines.blogspot.ru/2016/09/blog-post_34.html

    7 http://panayiotistelevantos.blogspot.ru/2016/09/blog-post_11.html

    Смотри также:

    Митрополит Пирейский Серафим: «Всеправославный собор 2016 года может привести к расколу»
    Митрополит Пирейский Серафим выступил со специальным посланием, посвященным актуальным проблемам современности. Agionoros.ru публикует наиболее интересные выдержки из этого документа.

    Митрополит Навпактский Иерофей: «Почему я отказался подписать документ “Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром”»
    Agionoros.ru публикует заявление митрополита Навпактского Иерофея (Влахоса), проливающее свет на события, происходившие в ходе «Святого и Великого Собора» на Крите.

    Союз православных клириков и монахов Греции: Критский собор не является настоящим собором
    Agionoros.ru публикует основные положения открытого письма, подписанного известными греческими пастырями, монашествующими и богословами.

    Итоги Критского собора. Есть ли надежда на исправление ошибок?
    Несмотря на то, что после «Святого и Великого Собора» прошло уже несколько недель, дискуссия вокруг этого события по-прежнему не ослабевает. Подогревают общественный интерес и публикации все новых подробностей собрания на Крите: непосредственные участники проливают свет на ранее неизвестные детали соборного процесса, о которых организаторы предпочли умолчать.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.