• Балканы, Афон, Константинополь
  • Святейший Патриарх Кирилл: «Имея общие корни и традиции, афонское и русское монашество принесли обильный плод»

    «Первые русские иноки пришли на Святую Гору почти сразу после крещения Руси, еще при святом равноапостольном князе Владимире. Едва Русь была просвещена светом Христовой Истины, как сразу же появились люди, горящие духом и желающие всецело посвятить себя Богу», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

        

    «Русское монашество не раз обращалось к святогорской традиции, черпало в ней вдохновение и перенимало опыт монашеского делания», — отметил Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на открывшемся 22 сентября 2016 года Собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви, проходит в рамках мероприятий, посвященных празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон.

    «Первые русские иноки пришли на Святую Гору почти сразу после крещения Руси, еще при святом равноапостольном князе Владимире. Едва Русь была просвещена светом Христовой Истины, как сразу же появились люди, горящие духом и желающие всецело посвятить себя Богу», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

    По словам Его Святейшества, уже с начала XI века была известна афонская «обитель Россов» — монастырь Ксилургу. «В те же годы совершилось важное для Руси событие — на Афон пришел преподобный Антоний, будущий Киево-Печерский игумен. Это событие осталось для мира в тот момент незамеченным: действительно, ведь пришел на Афон простой русский человек. А с Афона ушел на Русь просвещенный, духовно сильный инок, который заложил основы русского монашества. И мы поныне созерцаем обильные плоды того события: нынешние русские монахи — это духовные наследники преподобного Антония Киево-Печерского», — подчеркнул Святейший Владыка.

    Впоследствии связь Руси с Афоном не прекращалась. По преданию Почаевская лавра и Святогорская лавра на Северском Донце были основаны выходцами со Святой Горы. «Нужно вспомнить и преподобного Арсения Коневского, и Савву Вишерского, и Нила Сорского, Иннокентия Комельского, которые изучали жизнь святогорских аскетов, утверждали русское монашество в традициях византийского общежития в XV-XVI веках. А в XVІІІ столетии преподобный Паисий (Величковский) послужил возрождению русского монашества после потрясений екатерининской эпохи, которая нанесла огромный ущерб монашеской жизни, бытию монастырей в Российской империи», — добавил Предстоятель.

    Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание на то, что в течение столетий происходил и другой важный процесс: «Русь давала Афону своих подвижников. В сонме преподобных афонских отцов сегодня насчитывается множество уроженцев земли Русской».

    «Так переплелись история афонского и русского монашества, история святости. Имея общие корни и традиции, афонское и русское монашество принесли обильный плод — великое число угодников Божиих, которые ныне молятся о всех нас пред Престолом Царя Небесного», — заявил Святейший Патриарх Кирилл.

    Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

    Смотри также:

    Святейший Патриарх Кирилл возглавил открытие фотовыставки «Под покровом Пресвятой Богородицы: жизнь и быт монастырей Афона»
    В сопровождении автора фотографий Костаса Асимиса (Греция), много лет сотрудничающего с Русской обителью на Афоне, Святейший Патриарх Кирилл осмотрел экспозицию.

    Путь к Афону
    Есть места на земле, где небо становится близким. Православные христиане их называют святыми. Одна из таких территорий, где присутствие Бога становится таким же близким, как воздух, - Святой Афон. Паломники «со стажем» утверждают: Афон - это не место, это путь. Путь куда и откуда? С этим вопросом в год 1000-летия появления русского монашества на Святом Афоне наш корреспондент поехал паломником в единственную в мире монашескую республику.

    Святейший Патриарх Кирилл принял участие в церемонии гашения художественной почтовой марки «1000 лет присутствия русских на Святой Горе Афон»
    Для гашения почтовой марки изготовлен памятный сувенирный штемпель, на котором изображены купола первой русской обители на Афоне ― Ксилургу. На штемпеле указано сегодняшнее число ― 21 сентября 2016 года ― дата открытия юбилейных торжеств в Москве.

    Архимандрит Георгий (Капсанис). Пастырское служение по священным канонам

    К священнику, стремящемуся осуществлять пастырское руководство в согласии с волей Божией, выраженной в Священном Писании, Священном Предании и в основанных на нем священных канонах, а не в субъективном мнении каждого отдельного пастыря, обращена эта книга авторитетного греческого богослова и Старца, в прошлом профессора теологического факультета, а ныне игумена общежительного монастыря Преподобного Григория на Святой Афонской Горе, архимандрита Георгия (Капсаниса). Впервые на русском языке представлен основанный на святоотеческом учении богословский труд, в полноте раскрывающий и обосновывающий необходимость осуществлять духовничество, руководствуясь священными канонами, ибо «пастырское руководство в духе Предания – это вопрос спасения как пастыря, так и пасомых».