• Балканы, Афон, Константинополь
  • Эксклюзив: «Письмо игумена афонского монастыря Ставроникита о Критском Соборе»

    Agionoros.ru предлагает вниманию читателей основные положения письма Священному Киноту игумена монастыря Ставроникита архимандрита Тихона.

    Послание единственного представителя Афона на «Святом и Великом Соборе» опубликовано в свежем номере афинской газеты «Ортодоксос типос»1.

        

    Делясь впечатлениями о членах делегаций Поместных Церквей, архимандрит Тихон отметил ответственное отношение к своим обязанностям подавляющего большинства архиереев. В то же время ему бросилась в глаза «неспособность некоторых из них вникать и богословствовать с рассуждением, не теряя при этом актуальности», а также «явное влияние на некоторых духа обмирщения». «Однако никого мы не можем обвинить (по крайней мере никто не дал повода подумать нечто подобное) в намерении и желании по-релятивистски подойти к православной вере, в особенности это касается вопроса о перспективах диалога и общения с римокатоликами. Напротив, единогласно было принято решение признать неприемлемым прозелитический метод унии», - продолжает архимандрит Тихон.

    Игумен Ставроникита называет беспочвенной и неприемлемой полемику против Святого и Великого Собора и полагает, что на нем была засвидетельствована истина.

    В то же время отец Тихон констатировал, что некоторые положения документа «Таинство брака и препятствия к нему» дают почву для подозрения в том, что позиция Церкви по вопросу о втором браке клириков в будущем может быть изменена.

    Архимандрит Тихон назвал неуместными многие высказывания митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа), прозвучавшие в ходе соборных заседаний. В частности, он подверг критике намерение иерарха снять с обсуждения текст «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» и утвердить его в неизменном виде (так как якобы он не нуждается в исправлении). Игумен афонского монастыря полагает, что в этот текст были внесены необходимые и значимые доработки.

    Особое возмущение отца Тихона вызвало поведение митрополита Пергамского при обсуждении текста, посвященного вопросам поста. По его словам, митрополит Иоанн «обрушился на тех, кто преувеличивает и вводит дополнительные посты: субботний пост, трехдневный пост перед Святым Причастием и т.д.». Он прямо обвинил в этом некоторых старцев и Святую Гору Афон в целом. По мнению отца Тихона, это было сделано в «чрезвычайно уничижительном и пренебрежительном ключе». Он попросил предоставить ему слово, однако из-за того, что согласно регламенту он не мог участвовать в прениях, возможность выступить была предоставлена ему только по окончании заседания. Архимандрит Тихон отверг обвинения о. Иоанна Зизиуласа и подчеркнул, что на Афоне нет никакого сугубого субботнего поста, а монахи регулярно приобщаются Святых Христовых Таин.

    В заключительной части послания представитель Афона на «Святом и Великом Соборе» назвал успехом сам факт его проведения после стольких лет подготовки и призвал Священный Кинот «в спокойной обстановке и без спешки» высказать свою позицию относительно утвержденных на Критском соборе документов.

    1 http://orthodoxostypos.gr/αποκλειστικόν-τι-αναφέρει-η-απόρρητ/

    Смотри также:

    Союз православных клириков и монахов Греции: Критский собор не является настоящим собором
    Agionoros.ru публикует основные положения открытого письма, подписанного известными греческими пастырями, монашествующими и богословами.

    Афонские монахи об итогах «Святого и Великого Собора»
    Перед собором ряд святогорских монастырей и Священный Кинот выступили с критикой подготовленных для принятия документов. По окончании собрания на Крите более 50 монахов-келиотов в открытом письме Священному Киноту (административному органу управления Афоном) и игуменам афонских монастырей назвали «Святой и Великий Собор» «разбойничьим» и «антиправославным», призвав прекратить поминовение Вселенского патриарха Варфоломея.

    Критский собор вызвал противоречия на Афоне
    Восемь монахов из скита Кавсокаливия совместно с другими афонскими иноками направили письмо Священному Киноту Афона. В своем послании святогорцы призвали к прекращению поминовения Константинопольского патриарха Варфоломея.

    Ловушки экуменизма, или Новое учение о Церкви в документах Критского собора
    Agionoros.ru продолжает публиковать мнения сторонников и противников «Святого и Великого Собора», критиков и апологетов его итоговых документов. Сегодня предлагаем вниманию читателей статью главного редактора сайта globalorthodoxy.com доктора филологии Росицы Колевой (Болгария).

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том III. Духовная борьба.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы.В III томе «Слов», посвященном теме покаяния и исповеди, собраны наставления Старца, помогающие измученному грехом человеку приобрести добрую обеспокоенность и начать духовную борьбу со связавшим его грехом.