• Балканы, Афон, Константинополь
  • Церковь последних времён будет живой и благодатной

    А раз будет Церковь – будут и архиереи, священники, монахи и миряне. Даже в последние страшные времена православные смогут найти точку опоры и получить поддержку от духовных отцов. Полагаю, что Господь особым образом позаботится и утешит христиан. В том числе и через духовников которые будут рядом с ними.

    Лука Григориатский
    Лука Григориатский
    - Правдиво ли утверждение, что в канун прихода антихриста не будет духовных отцов (старцев) и христиане будут вынуждены сами заботиться о своём спасении?

    - Последние времена – время великой апостасии[1] . Святые отцы с трепетом описывают ужасный масштаб отступничества человечества от Бога. Но в тоже время свидетельствуют, что христиане последних времён будут выше чем мученики периода первых гонений на Церковь. Бог даст им бόльшую благодать.

    И тут у меня возникает вопрос: разве смогут они достигнуть столь высокого духовного состояния без Церкви? Нет. Церковь последних времён будет живой и благодатной. Об этом свидетельствует и «Апокалипсис».

    А раз будет Церковь – будут и архиереи, священники, монахи и миряне. То что их будет мало и они будут гонимы не так важно. Сам Спаситель говорил нам «не бойся, малое стадо»[2]. Даже в последние страшные времена православные смогут найти точку опоры и получить поддержку от духовных отцов. Полагаю, что Господь особым образом позаботится и утешит христиан. В том числе и через духовников которые будут рядом с ними.

    Такое явление как апостасия может повредить многим из нас, но лишь тем, кто не будет жить духовно и иметь настоящей связи с Богом. Тех, у кого будет жажда Христа, желание быть с Господом, Благодать Божия не оставит никогда.

    Вспомним советскую эпоху. В опубликованных книгах мы читаем как мало было старцев и духовников, которые могли поддержать православный народ. Но несмотря на это у мирян, которые жаждали быть с Господом, духовные наставники были! Несмотря на огромные и казалось бы непреодолимые препятствия.

    Старец Паисий
    Старец Паисий
    - В тоже время даже в наше время многие христиане ссылаясь на то, что настоящих старцев и духовников не осталось, не имеют постоянного духовного руководителя.

    - Такое состояние несёт в себе большую опасность. Это гибельное заблуждение!

    Мы должны найти не великих старцев и духовников, а самого себя. Следует смиренно попросить у Господа дать нам духовного наставника. И сколь бы мал он не был (в добродетели, в известности…) Господь за наше смирение благословит и направит через него нашу духовную жизнь.

    Виновато не отсутствие старцев, а отсутствие у нас желания по-настоящему жить духовной жизнью. Если мы будем искренне хотеть быть со Христом, Господь может из камней воздвигнуть духовников и старцев.

    К нам в монастырь иногда приходят и спрашивают: есть ли на Афоне сегодня такие как старец Паисий Святогорец? Но так ставить вопрос неправильно. И сегодня есть много старцев и монахов-подвижников. Но проблема кроется внутри нас. Сможем ли мы просто и смиренно спросить о том, что нас интересует? Сможем ли оказать послушание?

    Старец Паисий
    Старец Паисий
    Старцы были и будут всегда.

    Миряне и монахи нашего времени должны стремиться к тому чтобы со смирением и послушанием внимать своему духовному отцу, а не проводить свою жизнь в поисках великих старцев.

    Особенно это касается иноков. По словам Святых отцов лишь по трём причинам монах может уйти из своей обители и искать нового духовного наставника: если игумен еретик, если в монастырь открыт доступ для женщин или в нём проживают малые дети[3].

    - Каким сегодня должно быть место исихастской традиции в жизни монахов и мирян?

    - Исихастская традиция – квинтэссенция Православной Церкви и основа жизни православного христианина.

    Вспомним житие святителя Григория Паламы. Однажды в Верийской пустыне он подружился с одним простым старцем, безмолвником Иовом. Тот, слушая однажды святого Григория, выражавшего мысль, что не только подвижники, но и все христиане должны молиться непрестанно – не соглашался с ним и возражал, что непрестанная молитва есть долг только монахов, а не мирян. Григорий Палама, не желая оскорбить старца и не любя многословия, замолчал. Но едва только возвратился Иов в свою келью и стал на молитву, ему явился ангел и сказал:

    – Не сомневайся, старец, в истине слов Григория – он говорил и говорит правду; так умствуй и ты, и другим передавай.

    Исихастская традиция включает в себя не только творение умной молитвы («Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго») но и весь спектр духовной жизни. Это и борьба за очищение от страстей, и обретение противоположных им добродетелей.

    Если мы потеряем связь с исихастской традицией мы (миряне и монахи) собьемся с пути спасения. Забредём в безвыходный тупик различных западно-христианских доктрин.

    Например, погрузимся в пиетизм – учению согласно которому мы спасёмся через наши добрые дела. Гибельность этого подхода в самооправдании, которое препятствует нашему спасению.

    Или в отрицание богодухновенности Писания и Предания. Или в обмирщение. Или во множество других течений, наводнивших западные Церкви.

    Старец Паисий
    Старец Паисий
    Противоядие от искажения церковной жизни – верность исихастской традиции. Её главное содержание – стремление сохранить ум в трезвении, чтобы с помощью Божественной благодати мы могли очиститься от страстей и обрести противоположные им добродетели. Тогда мы в своём сердце возделаем подходящую почву, чтобы в нём мог поселиться Христос. Сам Спаситель говорит: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидема и обитель у Него сотворима»[4].

    В наше время некоторые монахи пишут богословские труды. Но это не является обычным и тем более главным делом для инока, на что ясно указывает преподобный Иоанн Лествичник: мы (монахи) будем судимы не за то, что не богословствовали или не миссионерствовали, а за то, что не плакали о своих прегрешениях. Дело монаха – это покаяние.

    Оптинские старцы
    Оптинские старцы
    Общая обстановка в монастыре должна быть исихастской. Если в обители будет царить тишина и покаянный дух, тогда и посещающие монастырь паломники через участие в богослужении и лицезрении подвижнической жизни братии смогут получить настоящую духовную пользу и понять в чем подлинный смысл жизни.

    - Отец Лука, насколько необходимо творение Иисусовой молитвы для мирян?

    - Великие русские старцы XVIII – XIX столетия настойчиво призывали мирян к творению умной молитвы и погружению в исихастский тип подвижнической жизни.

    В современной Греции многие миряне также творят Иисусову молитву, хотя ещё сорок лет назад ничего подобного не было и в помине. В повороте христиан к исихастской традиции несомненна заслуга Святой Горы Афон.

    Нектарий Эгинский
    Нектарий Эгинский
    Духовная жизнь Греции первой половины XX столетия находилась под несомненным западным влиянием и первым подвижником переломившим это духовное пленение был святитель Нектарий Эгинский (Пентапольский). Он ясно показал значение Иисусовой молитвы и исихастской традиции.

    В России, на мой взгляд, разрыву с духовной традицией исихазма способствовало господство атеистической идеологии. Была утеряна связь с живым Святоотеческим наследием XIX столетия. Но я надеюсь, что с помощью Божией миряне вновь смогут прикоснуться к удивительной красоте духовной традиции исихазма. Востановить связь с наследием Сергия Радонежского и Паисия Величковского.

    Прп. Паисий Величковский
    Прп. Паисий Величковский
    На самом деле творение Иисусовой молитвы для мирян – дело несложное. Где бы они не находились и чтобы не делали они могут повторять слова «Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго». Ежедневно они сталкиваются со множеством проблем и трудностей. Если при каждом испытании хотя бы несколько раз будут обращаться ко Господу – молитвой будет наполнен весь их день. Родители могут молиться за детей. Дети за успехи в учёбе. Молодые за старшее поколение. Все вместе за своё Отечество. Для молитвы есть множество поводов!



    [1] Апостасия – вероотступничество.

    [2] Лук. 12:32.

    [3] Георгий (Капсанис), архим. Пастырское служение по священным канонам. М., 2006. С. 262.

    [4] Ин. 14:23.

    Смотри также:

    Иеромонах Лука Григориатский. Бесцельное путешествие по просторам интернета чрезвычайно опасно
    Святая Гора продолжает публиковать цикл интервью с современными афонскими старцами. Сегодня мы публикуем начало беседы с одним из самых известных афонских богословов, насельником монастыря Григориат иеромонахом Лукой. Отец Лука известен как автор множества публикаций в периодической печати и нескольких книг. Среди них особенную известность приобрела его монография «Диоскор и Севир. Ересиархи-антихалкидониты».
    Иеромонах Лука Григориатский . Иисусова молитва. Послушание. Женские монастыри. Восточная медицина
    Святая Гора продолжает публиковать цикл интервью с современными афонскими старцами. Сегодня мы публикуем очередную часть беседы с одним из самых известных афонских богословов, насельником монастыря Григориат иеромонахом Лукой.
    Лука Григориатский. Гомеопатия. Обмирщение. Монах и ряса. Исихастская традиция. Главное в духовной жизни.
    Святая Гора продолжает публиковать цикл интервью с современными афонскими старцами. Сегодня мы публикуем начало беседы с одним из самых известных афонских богословов, насельником монастыря Григориат иеромонахом Лукой. Отец Лука известен как автор множества публикаций в периодической печати и нескольких книг. Среди них особенную известность приобрела его монография «Диоскор и Севир. Ересиархи-антихалкидониты».

    Старец Паисий Святогорец. Святой Арсений Каппадокийский

    Книга посвящена житию и чудесам одного из самых замечательных святых последнего времени – греческого подвижника преподобного Арсения Каппадокийского (1924; пам. 28 октября/ 10 ноября). Автор – известный на Афоне Старец Паисий (1924-1994), написавший несколько книг о подвижниках, с которыми Господь благословил ему встречаться в жизни. Отец Паисий был крещен преподобным Арсением и получил от него имя Арсения, кроме того, преподобный предсказал ему монашеский путь.