• Балканы, Афон, Константинополь
  • Послание к народу Элладской Православной Церкви о Критском соборе

    Священный Синод Элладской Церкви обращается ко всем верным чадам, чтобы проинформировать их о Святом и Великом Соборе Поместных Православных Церквей, который состоялась в июне 2016 года на острове Крит.

        

    Основной целью Святого и Великого Собора было укрепление и демонстрация единства всех Православных Церквей и выработка ответа на различные современные вопросы, стоящие перед пастырями.

    На основании выводов Святого и Великого Собора:

    Православная Церковь выражает свое единство и соборность через Святые Таинства. Соборность служит делу единства и вдохновляет устройство Церкви и то как в ней принимаются решения, определяет путь, по которому Церковь идет.

    Кроме того, следует отметить, что Святой Собор [на Крите] сослался не только на авторитет Семи Вселенских Соборов. На нем впервые в истории были признаны в качестве соборов "общезначимых", то есть Вселенских: Великий Собор Фотия Великого Патриарха Константинопольского (879-880 годов), прошедшие при участии святителя Григория Паламы Великие Соборы (1341 и 1351), связанный с ними собор 1368 г., состоявшиеся в Константинополе Большие и Святые Соборы дезавуировавшие Фераро-Флорентийскую унию (1438-1439) и протестанские доктрины (1638, 1642, 1672, 1691), а также экклезиологическую ересь "этнофилетизма" (1872 г.).

    Православные Поместные Церкви не являются федерацией Церквей, но составляют Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

    Относительно православной диаспоры в различных странах было принято решение продолжить работу епископских собраний с участием представителей Поместных Церквей в целях обеспечения принципа соборности, до тех пор пока не начнет реализовываться каноническая акривия (точность).

    Для Православной Церкви, семья является плодом "во Христе и в Церкви" таинственного соединения мужчины и женщины и составляет единственную гарантию рождения и воспитания детей.

    Церковь постоянно подчеркивает значение воздержания, христианской аскезы. Христианская аскеза не прерывает связь индивидуума с жизнью и ближними, а соединяет его с таинственной жизнью Церкви. Это не касается только монахов. Подвижнический дух - [неотъемлемое] свойство христианской жизни.

    Православная Церковь осуждает гонения, изгнание и убийства членов религиозных общин, принуждение к изменению религиозной веры, торговлю беженцами, похищения, пытки, бесчеловечные казни, причинение материального ущерба. Особое беспокойство она выражает по поводу положения христиан и всех гонимых меньшинств на Ближнем Востоке и в других регионах мира.

    Основной задачей Церкви является миссия, то есть стремление постоянно свидетельствовать о вере и проповедовать Евангелие как верующим, живущим в современных обмирщенных обществах, так и тем, кто еще не знает Христа. Диалог в с инославными христианами (другими христианскими конфессиями - ересями) основывается на долге Церкви свидетельствовать всем об истине и апостольской вере.

    Таким образом до них доносится подлинность Православного Предания, ценность святоотеческого учения, литургический опыт и вера православных. Диалоги [с инославными] не означают и никогда не будут означать какого-либо компромисса в вопросах веры.

    Православная Церковь является Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церковью, как это исповедуется в Символе веры. Не может быть никакой святости человека вне Тела Христова, то есть вне Церкви (Еф. 1:23). Святость - это участие в тайне Церкви и ее святых таинствах, эпицентром которых является Евхаристия. Святые олицетворяют Царство Божие.

    Церковь - одна, Православная. Согласно Василию Великому, "единый народ все на Христа уповающие и они одна Церковь Христова, даже из разных мест величающие". Церковь всегда ожидает возвращения всех людей, иноверных и инославных по отношению к ней.

    Тексты Святого и Великого Собора Православной Церкви подлежат детальному дальнейшему изучению. Это касается текстов всех церковных соборов.

    Богословский диалог не прерывается. Его необходимым условием и предпосылкой, конечно, является сохранение в неприкосновенности богословской истины. Диалог должен осуществляться без фанатизма и разделений, без тайных собраний и расколов, которые наносят ущерб единству Церкви.

    Расколы - трудноизлечимые духовные заболевания. Согласно святителю Иоанну Златоусту: "разделять церковь, жить в раздорах, производить расколы и постоянно уклоняться от (церковнаго) собрания, это не простительно, достойно осуждения и влечет за собою тяжкое наказание» (PG 48, 872). Поэтому призываем верующих не придавать значения словам тех, кто призывает их отдалиться от Церкви, чтобы сформировать отдельную группу за пределами Церкви, ссылаясь на стремление к мнимой догматической точности.

    Завершая данное послание, мы хотим заверить вас, что все епископы Элладской Церкви бдят, твердо стоят в Православной вере и преданы Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви.

    «Брáтiе, рáдуйтеся, совершáйтеся, утѣшáйтеся, тóжде мýдр­ст­вуйте, ми́ръ имѣ́йте. И Бóгъ любвé и ми́ра бýдетъ съ вáми» (2 Кор. 13:11).

    Источник: romfea.gr

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.