• Балканы, Афон, Константинополь
  • После Собора в Колимбари

    Agionoros.ru продолжает знакомить читателей с разными мнениями относительно состоявшегося летом 2016 Критского собора.

    Текст, посвященный «Святому и Великому Собору» прислал в агентство церковных новостей ROMFEA.GR монах Епифаний из Священной Обители в г. Пафос на о. Кипр.

        

    Далее приводится рукописный текст монаха Епифания:

    Перед объявлением о созыве “Святого и Великого Всеправославного Собора” я написал и опубликовал соответствующую статью, которая заканчивалась так:

    “ВМЕСТО ЭПИЛОГА

    Святые Апостолы писали о решениях Апостольского Собора, что «угодно Святому Духу и нам…» (Деян. 15:28).

    На этом высоком уровне истины и уверенности проявили себя и Святые Отцы древних Святых Великих Вселенских Соборов, утвердили догматы, передали Церкви Православную Веру и показали образец Православной жизни.

    Сегодня, из-за явно неправославного смысла Шестой главы “Святого Великого Всеправославного Собора”, Я ВСТРЕВОЖЕН, преобладало ли на нём то, что «угодно Духу Святому и нам», не препятствуют ли действию Святого Духа нечестивые намерения, из-за чего ни Святым будет этот Собор, ни Великим (тем более, если применится новоявленная система одного голоса на Церковь), ни Православным, и тогда, вместо обычного устранения расколов и ересей, появятся новые таковые.”

    Прежде, чем перейти к комментариям о работе и результатах Собора, полагаю полезным отметить следующее:

    1) Напомню, что на рассмотрение Собора выносились следующие основные вопросы:

    а) Миссия Православной Церкви в современном мире;

    б) Православная диаспора;

    в) Автономия и способ ее провозглашения;

    г) Таинство брака и препятствия к нему;

    д) Важность поста и его соблюдения сегодня;

    е) Отношения Православной Церкви с остальным Христианским миром.

    2) “Подготовленные” тексты по этим темам были представлены в январе 2016-го года Предстоятелям Православных Церквей, которые их подписали, кроме (?) Патриарха Антиохийского.

    3) В последнее время перед Собором иерархи Вселенской Патриархии, как будто дирижируемые, начали соревноваться в провозглашении церковности римо-католиков, протестантов и пр., как будто именно это составляет их основную заботу, и осуждали всех несогласных Православных:

    а) Митрополит Галльский Эммануил заявил: «Мы не можем сказать, что не признаем другие Церкви, будь то Римская Католическая Церковь или Церкви, возникшие в результате Реформации. Мы все должны придерживаться логики в этих вопросах» (ну и при чем здесь, простите, «должны придерживаться логики»?);

    б) Преосвященный Сотирий Торонтский говорил Православным прихожанам: «Не говорите ничего против папистов, мы помирились с римо-католиками…»;

    в) Иерархи Полуавтономной Критской Церкви и Епископ Христопольский Макарий, в схожих выражениях, обвиняют Православных «как еретиков по зилотству» или «как еретиков по национализму», за то, что они не признают существования церковности у еретиков папистов и протестантов, и за то, что отрицают ересь экуменизма…;

    г) Епископ Авидский Кирилл говорит, что Православное Отеческое Предание исповедует в Символе Веры веру в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, которой признает Церковь Православную, однако, при этом нигде не показано, что Православная Церковь есть единственная Церковь Символа…» и т.д.

    4) В своей речи перед Собором в Колимбари (Ханья, Крит), Вселенский Патриарх сказал, помимо всего прочего: «Любое изменение ранее единогласно утвержденных документов вступит в силу только, если будет принято всеми участвующими Святейшими Православными Церквями. Сие следует из принципа единогласия, который мы все приняли… Принимая принцип единогласия при принятии решений Собора, мы одновременно признаем и утверждение возможных изменений, только если с ними согласны все Церкви-сестры.»

    5) В энциклике изданном на Соборе делается ссылка на Великие Соборы и Соборный авторитет, с одной стороны такового при Фотии Великом в 879 – 880 гг. и с другой при Григории Паламе в 1341, 1351 гг.

    6) Один из Соборных иерархов рассказал, что обсуждения проходили “гладко на разные темы до тех пор, пока не дошли до «Отношений Православной Церкви с остальным Христианским миром».

    Вот тогда преобладали повышенные тона и напряжение, и тогда же один из Предстоятелей Церкви неподобающим образом высказался в адрес Архиепископа Афинского и Всея Эллады г-на Иеронима, который был подвергнут и иного рода давлению для изменения решения по этому вопросу иерархией Элладской Церкви.

    Я привел всё это как уже существующую действительность для лучшего понимания наших дальнейших комментариев.

    За несколько дней до запланированного Собора возникли проблемы, так что на один момент показалось, что Собор окажется тщетным или должен быть отложен на некоторое время, как того требовали некоторые Патриархии…

    В итоге четыре Патриархии: Антиохийская, Русская, Болгарская и Грузинская, — сообщили о своем решении отказаться от участия в Соборе.

    Это означало, что более половины Православных христиан не будут представленными на Соборе, который следовательно перестал быть Всеправославным… В таком случае, что должно было произойти?

    Мы говорим, что для господства на Соборе Апостольского «угодно Святому Духу и нам» между Православными Церквями должен был изначально господствовать дух сердечной, искренней и бескорыстной любви и единства во Христе… По моему мнению, первым Вселенский Патриарх должен был незамедлительно предпринять меры к непосредственному решению проблем между Православными Церквями. Святейший Патриарх с другими Предстоятелями и иерархами должны были, подражая Иисусу Христу, «уничижить Себя Самого… и смирить себя, став послушными даже до смерти», найти и пойти «верным путем смирения», и сделать все возможное, дабы не поколебалось Единство Православных, которое, в итоге, было все же нарушено. Четыре Патриархии не явились.

    Однако, как мы описали в существующей действительности, Председатель Собора подчеркнул и повторил утверждение «принципа единогласия» для принятия решений Собора. Сейчас, может ли применяться принцип единогласия, когда отсутствуют четыре Патриархии? Может ли проводится Всеправославный Собор без принципа единогласия? Проблемы решили двумя уступками:

    а) Святой и Великий Всеправославный Собор назван Святым и Великим Собором;

    б) Принцип единогласия заменен специфичным правилом «мнение большинства принимается».

    И опять же, насколько Святым и насколько Великим является этот Собор? И опять же, мнение какого «большинства» было принято?

    Что касается Великого Собора, то более половины Православных христиан не были представлены, из присутствовавших же сколькие могли (сколькие имели свободу) говорить?

    И опять, сколькие имели право голоса? Право голоса имели только Предстоятели Церквей (один голос на Церковь). Однако, все были обязаны подписать документы или обоснованно отказаться от их подписания.

    Все это принизило Великий Всеправославный Собор до уровня синакса, собрания Предстоятелей десяти Церквей.

    Даже сама обстановка на Соборе умаляла смысл присутствия многих иерархов…

    Теперь, на вопрос был ли Собор “Святым” мы сможем точно ответить если узнаем, имело ли место Апостольское «угодно Святому Духу и нам». На этот вопрос должны ответить сами участники Собора, то есть было ли «угодно Святому Духу и им». Во всяком случае, картина Собора говорит об отсутствии главенства Святого Духа: документы, по которым должно было пройти голосование, и которые должны были быть подписаны участниками Собора, став решениями Собора, не были составлены ими самими «в согласии со Святым Духом», но были составлены и подписаны всеми Предстоятелями, за исключением одного, задолго до него, в январе 2016 года. Такие способы и методы на Соборе применены впервые. СОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНО, что тексты для голосования были не результатом совместной Энергии Святого Духа и просветленных участников Собора, но творением нескольких иерархов. Поэтому когда дело дошло до главного вопроса Собора «Отношения Православной Церкви с остальным Христианским миром», возникли напряжение и острая полемика между теми, кто яро поддерживал документы, и теми, кто хотел внести какие-то изменения в соответствии с Православным преданием.

    Основным камнем преткновения, вызвавшим бурные споры, стало определение остального, вне Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, мира. Мы видели в начале этой статьи, что иерархи Вселенской Патриархии откровенно и рьяно признают Церквями, как еретиков папистов, так и еретические ответвления протестантов.

    Стало совершенно очевидно, что иерархи Вселенской Патриархии и сам Патриарх ведут «обнажив голову», как говорили в старину, к созданию новой ереси, признавая Церковность еретиков и вступая с ними в отношения без покаяния с их стороны и отказа от еретических догматов.

    Я бы не говорил о «формировании новой ереси», если бы они сами не ссылались в Энциклике на Величие и Соборность Соборов 879 – 880 гг. при Фотии Великом и 1341 и 1351 гг. при Григории Паламе, осудивших и предавших анафеме тех, кто последовал и принял еретические догматы папистов.

    А) Вот, о чем гласит энциклик последнего Собора в Колимбари: «…Соборная деятельность непрерывно продолжается в истории в последующих соборах, обладающих вселенским авторитетом, как например: Великий Собор (879 – 880 гг.), созванный при Великом Фотии, Патриархе Константинопольском, Великие Соборы (1341, 1351 …), созванные при святом Григории Паламе, — посредством которых была утверждена истина веры, особенно относительно исхождения Святого Духа и причастия человека нетварным божественным энергиям…»;

    Б) Вот и слова решений Великих Соборов Вселенского значения:

    Б1) Собора 879 – 880 гг., на котором присутствовало 383 епископа, Папские легаты и Патриархии Востока:

    26-го января 880-го года во Дворце состоялось заседание, в котором принял участие император Василий І Македон, потребовавший зачитать Символ Веры (где, разумеется, не было Filioque), после чего все возгласили: «веруем и сим исповеданием веры крещены и посвящены в сан; а кто исказит или удалит, или добавит к Святой и Единосущной и Нераздельной Троице и заявит, что до сего дня исповедуемое нами недействительно, да будет предан анафеме». Папские легаты не возражали,потому что в самом Риме еще не было добавлено Filioque в Символ Веры.

    Б2. Из тома Собора 1351 года:

    (2) «Этот же (т.е. Варлаам) будучи монахом из Калабрии, получив эллинское образование пошел против истины...

    (3) и что свет Преображения Господня, увиденный блаженными учениками и апостолами, пытается представить тварным и видимым, хотя он ничего общего не имеет с ощутимым светом…

    (5) Но живя несколько лет рядом с Варлаамом и Акиндином… послужив в Ефесе и Ганну, Григоре и Дексию. Они создали систему и привлекли других презренных людей, никогда не мысля здраво, подняли шум против Церкви Божьей, ставя целью соблазнить толпу и скверно раздробить Церковь, полагая, что это принесет им славу. По этим причинам было принято решение собрать Великий Собор под председательством милосерднейшего Иоанна Кантакузина в трехнефном Храме во святых Влахернах.

    (10) они (т.е. еретики) разделили единое божество Отца, Сына и Святого Духа на тварное и нетварное, назвав одну сущность Бога нетварной божественностью, лишенной какой-либо божественной силы и энергии, и всякую силу и энергию Бога, отрицая при этом всесильность Его,

    (40) Гонители Церкви не признавали ничего присущее Богу, кроме только его сущности. Мы же учили из Святых Писаний, что Бог имеет и сущность, и силу, и энергию, которая различается в божественной сущности, тем более в силах и энергии. Так образом, он не только триипостатный есть, но и всесильный. Требовалось, итак, сложение в этом всего от божественной сущности до божественной энергии Бога. И святой Собор сказал: мы знаем, что Божественная сущность и Божественная и естественная энергия неотделимы, поскольку никогда энергия не может быть отделена от своей сущности. А что относится к вещам, сотворенным Богом изначально, кто не знает, разве что он лишился рассудка, как те, кто выступает против Церкви, что всякое творение создается Энергией, но не становится частью Его сущности.

    (51) Мы, весь божественный и святой Собор, собранный благодатью Христовой в зале, называемом Алексиаконом, во святых Влахернах, и ныне сражающиеся за благочестие, после проведения нами с акривией и после надлежащего исследования и рассмотрения поднятых вопросов, подтвердили относящиеся к ним более ранние Соборные томосы, как преблагочестивые, мы справедливо предали анафеме от Христа сего Варлаама, а также Акиндина, как нераскаявшихся при жизни. А те, кто был раскрыт и изобличен святым Собором как их единомышленники, и вообще все из их сборища, отлучены и отвергнуты от Соборной и Апостольской Церкви Христовой, разве что они не покаются, и мы налагаем на них анафему от Христа. Находящихся в сознательном общении с ними мы лишаем общения, а тех из них, кто несет священническое служение, мы лишаем священнического сана».

    [Прежде, чем продолжить, хочу уверить, что пишу об этом ни в коем случае не предвзято, не испытывая ни к кому ненависти, напротив, в моем списке тех, за кого я ежедневно молюсь, есть имена Патриарха Варфоломея, Патриарха Элладского Иеронима, Патриарха Кипрского Хризостома и их почивших предшественников, Патриарха Всея Руси Кирилла и многих–многих других].

    Итак, Первое: При Великом Фотии Соборного значения Великий Собор 879 – 880 гг. предал анафеме тех, кто прибавил Filioque в Символ Веры Никео-Цареградского Собора (известное нам «Верую…»).

    Второе: Созванный при Григории Паламе Соборного значения Собор 1351 г., вновь четко засвидетельствовал Православную Веру через существование в Боге нетварной божественной сущности неприступной для тварей или людей, и нетварной энергии, причастной для тварей и людей, но неотделимой от божественной сущности, анафематствовал последователей и проповедовавших противное сей Православной Вере, но и «находящихся в сознательном общении с ними мы лишаем общения, а тех из них, кто несет священническое служение, мы лишаем священнического сана».

    При наличии этих осуждений, анафематствований и отлучений еретиков папистов и протестантов, с какой совестью иерархи Вселенской Патриархии до Собора проповедовали каноническую Церковность этих еретиков и продвигали к созданию отношений между Православными и еретиками? Подобное их поведение и вся их позиция суть вопиющая насмешка над Собором, ибо хотя вопрос об Отношениях и был вынесен на обсуждение, решение по нему было заранее уже принято. И вот еще одно сильное доказательство тому: за три дня до окончания Собора делегация Вселенской Патриархии — и Патриарха — посетила Рим (29 июня) и преподнесла папе икону, изображавшую обнимающихся братьев Апостолов Андрея и Петра. Это произошло в престольный праздник Рима, и папа через главу делегации Мефодия Бостонского выразил благодарность и радость Вселенскому Патриарху и всей Патриархии, которую посетил лично 30 ноября 2015 года во время престольного праздника Константинополя. Именно тогда, возвращаясь в Рим, он изрек: «Мы пойдем вперед с Православными. Если будем ждать богословов, мы никогда не достигнем соглашения». Афинагор сказал: «Закроем богословов на острове и пусть спорят…, а мы пойдем вместе вперед».

    Однако ни Афинагор тогда, ни Франциск сейчас не сказали нам, что богословские диалоги не ведут к соглашению, ибо еретики паписты (и протестанты) НЕ ОТРЕКАЮТСЯ ОТ СВОИХ ЕРЕСЕЙ. По этой причине выдающиеся Православные Богословы перестали участвовать в этих тщетных диалогах. Большое удивление вызывает то, что Вселенская Патриархия и её иерархи по всей земле признают церковность еретиков и постоянно создают теснейшие связи с ними и оказывают давление — как сделали это и с созывом Собора — на другие Православные Церкви, дабы и те делали то же самое. КАКОЙ УЖАС! Захотели и предприняли меры к тому, чтобы на основании решения Всеправославного Собора провести извращенные еретические теории и акты «Бога не боясь и людей не стыдясь» (Лук. 18:2).

    [Мне не хочется верить, что за их спинами стоят глобальные темные силы и организации, которые продвигают сначала «единство» всех христиан мира, затем — всех монотеистов и, наконец, — последователей всех религий…]

    В документе «Отношения Православной Церкви с остальным Христианским миром» постоянно упоминается слово «единство», как будто кто-то стремится настоять на единстве с западными еретиками. На деле же становится ясно, что собравшиеся выразили безразличие к укреплению единства Православных, не предприняв ничего для того, чтобы не допустить отсутствия четырех Патриархий. Повторяющееся значение «единства» не пропитано смыслом Истины, Истинной Веры и Святости, как в этом отношении ясно учил Господь за несколько часов до своей Искупительной Жертвы: «Отец… освяти и их Истиною Твоею… Слово Твое есть Истина… И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиною… Да будут все едино…» (Ин. 17:17-21).

    Павел, сначала учил, что «Господь поставил их пастырями», дабы вели стадо его «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия…», прямо и возлюбя Истинную Веру, он также говорил: «Но истинною любовь все возвращали в Того, Который есть глава Христос» (Еф.4:11-15).

    Без Истинной Веры - которая есть Откровение Бога и Воля Божья - даже настоящая, искренняя, бескорыстная любовь не может существовать, и даже существенное и нерушимое в Благодати Христовой единство не может обрести сущности.

    Стремлением признать Церковность западных еретиков и продвигать создание с ними тесных связей мы причиняем вред и им, и себе. Им мы как бы говорим: «Оставайтесь там, где вы есть (т.е. в вашей ереси), у вас всё хорошо». Себе же причиняем вред, во-первых, потому что согрешаем безразличием к их заблуждению и не помогаем им вернуться в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь, которая есть Церковь Православная, во-вторых, потому что даем еретикам свободу еще более вольно распространять свои еретические убеждения внутри Православных стран, и в-третьих, потому что это нанесет серьезную рану самосознанию Православных Христиан, т.е. по тому, что в Символе Веры Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью признается только Православная Церковь, которая обладает Истинной Верой и наставляет учению о ней, так, как она была передана Господом, Апостолами, Святым Писанием, Святыми Вселенскими Соборами и обоженными Отцами. Этот серьезная рана, в результате, повлечет за собой ослабление духовной борьбы православных христиан и нанесет вред качеству их жизни…, а также насадит сопутствующие и прочие распространенные антидуховные факторы…

    И хотя именно сейчас ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ПОРА ВЫСТУПИТЬ ПРОТИВ РАСПРОСТРАНЕННОГО В МИРЕ ПОЛОЖЕНИЯ, Собор в Колимбари искусственно — что, к сожалению, не поняли многие святые, но наивные его участники — прибегнул к фальсификации заветов Спасителя, смешав Истину с ложью, Богоданное Православное Предание с люциферскими человеческими измышлениями папистов и протестантов… И запланировал продвижение решений Собора в городах и селах, в приходах… Даже высказывается пожелание о созыве подобных Соборов каждые пять лет или семь лет, якобы в том есть нужда, т.е. чтобы происходило дробление, которое служит политическим целям и отходу от истинного Православия…

    СОДРОГАЮСЬ, СКОРБЛЮ И ОПЛАКИВАЮ сейчас, когда перечитываю текст документа «Отношения Православной Церкви с остальным Христианским миром».

    Я удивляюсь и теряю дар речи, когда убеждаюсь, что больные умы Вселенской Патриархии в неделю Святой Пятидесятницы, День Пресвятого Духа, сатанинским способом преподнесли как Святособорные тексты и вопросы, которые десятилетиями Церковные мужи и весь православный мир отвергали и отклоняли. Дабы закрыть рты этим праведным людям, они применили крайне коварный способ провести свои еретические предложения подписанием документов многими наивными участниками Собора, числа коих отнюдь недостаточно для принятия решений такого высокого уровня. Увы…

    Честь и слава, и Божий Венец тем немногим достойным иерархам, которые не подписали соборные документы!

    Епископы Фанара, которые пролоббировали еретические, экуменические и антиправославные положения, возвели хулу на Святой Дух: “Господь же сказал, что сие есть хула евреев на Духа Святого, которые приписывали Его чудеса Вельзевулу”, а сейчас эти иерархи вознамерились представить замыслы сатанинской действия как якобы вдохновения Духа Святого…

    Очевидно, что Собор в Колимбари (Ханья, Крит) не был ни Святым, ни Великим, ни Православным, а посему: «Станем добре, станем со страхом. Будем внимательны!

    В Священной Обители в г. Пафос на о. Кипр,
    в Воскресенье, день памяти святых 630 отцов IV Халкидонского Вселенского Собора и великомученицы Марины, 17.07.2016 г.

    Монах Епифаний

    Источник: Romfea.gr

    Смотри также:

    Митрополит Навпактский Иерофей выступил с критическим разбором документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»
    AgionOros.ru публикует основные положения статьи владыки.

    Союз православных клириков и монахов Греции: Критский собор не является настоящим собором
    Agionoros.ru публикует основные положения открытого письма, подписанного известными греческими пастырями, монашествующими и богословами.

    Епископ Бачский Ириней (Булович). Почему я не подписал текст Критского собора «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»
    Владыка Бачский Ириней попытался разъяснить ряд вопросов, выразить свою личную позицию и дать оценку, как означенному документу, так и произошедшему на Крите собранию в целом.

    Ловушки экуменизма, или Новое учение о Церкви в документах Критского собора
    Agionoros.ru продолжает публиковать мнения сторонников и противников «Святого и Великого Собора», критиков и апологетов его итоговых документов. Сегодня предлагаем вниманию читателей статью главного редактора сайта globalorthodoxy.com доктора филологии Росицы Колевой (Болгария).

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.