• Балканы, Афон, Константинополь
  • Афанасий Зоитакис. История Александрийской Православной Церкви в XIX – начале XX вв. Часть III

    Начало правления победившего в междоусобной борьбе Мухаммеда Али было встречено православными с облегчением. Благоприятные условия, созданные этим правителем, способствовали массовому притоку христиан на территорию Египта, Северной и Восточной Африки.

    Летом 1798 г. Египет был завоеван войсками Наполеона Бонопарта. Французами был установлен оккупационный режим и сделана попытка значительно увеличить налоговое бремя на Церковь. После их ухода в Египте наступил хаос, который привел к гражданской смуте и погромам христианских кварталов. Спасаясь от преследований, патриарх Парфений II в конце 1804 г. вынужден был бежать на остров Родос и умер в изгнании. Неудивительно, что установление стабильности и начало правления победившего в междоусобной борьбе Мухаммеда Али (1806-1848) было встречено православными с облегчением. Благоприятные условия, созданные этим правителем, способствовали массовому притоку христиан на территорию Египта, Северной и Восточной Африки. Основывались новые общины, строились храмы, школы и больницы. Возрождалось православие в Судане и Эфиопии.

        

    В 1843 году была официально организована греческая община в Александрии. В основе ее самоуправления стояли могущественные эпитропии – комиссии выборных депутатов. Через них община жертвовала огромные суммы Цереви, в обмен на это добиваясь контроля за тем, как патриарх расходует выделенные ему средства. Это нередко приводило иерархов и мирян к трениями и борьбе за приоритетное влияние на финансовую политику Церкви.

    Патриарх Иерофей ΙΙ Патриарх Иерофей ΙΙ
    Обретавшие все больший вес православные общины Египта стали настаивать на необходимости избрания патриарха на территории Александрийского патриархата, а не Синодом Вселенской Патриархии. Первым прецедентом такого рода стало поставление патриарха Иерофея II (1847-1858), победившего в борьбе с кандидатом от Константинополя Артемием I. После успешного избрания Иерофея впервые за долгое время в некоторые епархии Александрийской Церкви удалось поставить епископов, что избавило патриарха от необходимости единоличного управления колоссальными территориями.

    XIX в. стал пиком влияния России на Востоке (в том числе и на территории Александрийского патриархата). Огромным могуществом пользовался начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий Успенский. При его посредничестве Александрийская Церковь получала значительную финансовую помощь из России. При этом он стремился свести к минимуму греческое влияние на Восточные патриархаты.

    Патриарх Каллиник Патриарх Каллиник
    По его инициативе при патриархе Каллинике (1858-1861) начались переговоры о союзе между православной и коптской Церквями. Объединенную Церковь должен был возглавить коптский патриарх, а в обмен на это духовенство коптской Церкви должно было пойти на серьезные уступки в догматической и канонической сфере. Впрочем, этот проект так и остался далек от реализации.

    Следующим патриархом стал епископ Фиваидский Никанор (1866-1869). Его правление было отмечено постоянными трениями с обретавшими все большее влияние общинами. Деятельность этого патриарха также примечательна изданием особого «Положения об устройстве Александрийского патриархата», в соответствии с которым церковное управление отныне осуществлялось не только патриархом, но и синодом.

    После смерти патриарха Никанора предстоятелем Александрийской Церкви стал бывший Вселенский патриарх Софроний IV (1870-1899). C этого момента Церковь вступила в период благоденствия и мира, а число ее паствы значительно возросло. Новый Александрийский Патриарх пользовался большим авторитетом в православном мире и сочетал духовные дарования с твердостью характера и большими организаторскими способностями. Благодаря успешному сотрудничеству с греческой общиной удалось полностью погасить долги патриархии, были построены церкви, школы и больницы.

    Рост внешней торговли Египта, модернизация его предприятий и строительство дорог привлекали сюда все большее число предпринимателей и технических специалистов, среди которых преобладали православные сирийцы и греки. Последними в сотрудничестве с Церковью были основаны влиятельные благотворительные и просветительские организации, начали издаваться журналы и газеты («Кекропс», «Серапион», «Афинэон»).

    Благоприятный для Церкви ход событий был омрачен восстанием Ораби-паши в 1882 году. Это был бунт против засилья иностранцев и зависимости от иноземного капитала (главными лозунгами революционеров были «Египет для египтян» и «Смерть христианам»). Патриарх Софроний с большей частью клира вынужден был покинуть Египет и вернулся туда лишь после того как восстание было подавлено английским флотом. Вплоть до 1914 года Египет формально оставался в составе Османской империи, а на деле стал очередным британским протекторатом. К концу XIX в. численность православных достигла 120.000 человек, быстро росло и число храмов (к 1882 году их было уже тридцать).

    Патриарх Фотий Патриарх Фотий
    В 1900 г. после преодоления очередного конфликта между общинами на патриарший престол взошел Фотий I (Пероглу) (1900-1925). Его правление, несмотря на продолжающееся противостояние могущественных греческих и сирийских общин и их попытки вмешиваться в управление финансами патриархии, стало эпохой расцвета для александрийской кафедры. Патриарх из руин воссоздал собор в монастыре Св. Георгия в Каире. Основал музей и патриаршую типографию (1908 г.), в которой начала печататься духовная литература, богословские и исторические журналы. Среди них стоит особо выделить «Пантэнос»1 и «Эклисиастикос Фарос» («Церковный маяк»)2, вскоре ставшие одними из самых авторитетных изданий в православном мире и продолжающие издаваться и по сей день. Важную роль в становлении церковно-исторических исследований сыграли крупнейшие ученые Григорий Папамихаил и Хризостом Пападопулос (впоследствии Афинский архиепископ). Волею судеб они оказались в Александрии и оставили неизгладимую печать на культурной и образовательной жизни Александрийского патриархата.

    Следующим шагом Фотия стала реформа территориального и управленческого устройства патриархата. Патриарх учредил постоянный синод и основал церковные суды. Также он воссоздал семь старинных митрополий и поставил на них образованных и деятельных архиереев. Этот шаг коснулся не только Египта, но и Ливии, Судана, Эфиопии и Сомали. После организации действующих кафедр, патриарх обратил особое внимание на духовную поддержку и социальную адаптацию православных, переселяющихся в эти регионы. Фактически благодаря всем этим шагам Александрийской Церкви удалось восстановить свою каноническую территорию в границах до арабского завоевания.

    Окончание следует…

    1 Публиковал текущую хронику и официальную информацию.

    2 Научный журнал.

    Смотри также:

    История Александрийской Православной Церкви. Часть Ι. До арабского завоевания
    Начальный период церковной истории

    История Александрийской Православной Церкви. Часть II
    Арабское завоевание стало тяжелым ударом для Александрийского патриархата. Вся его каноническая территория оказала под иноземным и иноверным владычеством. C этого момента Александрийская Церковь всегда находилась в чуждом религиозном и культурном окружении.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.