• Балканы, Афон, Константинополь
  • Афанасий Зоитакис. Александрийская Православная Церковь в XX веке

    В настоящий момент на канонической территории Александрийского патриархата находятся 18 митрополий и 6 епископий, охватывающих все без исключения африканские государства и народы. Общая численность православных более одного миллиона человек.

    Патриарх Мелетий Метаксакис Патриарх Мелетий Метаксакис
        

    Важным этапом в возрождении и реорганизации Алекcандрийской Церкви стало патриаршество Мелетия Метаксакиса (1926-1935). От своего предшественника он отличался более практичным и прагматичным складом характера и стилем управления. По мнению многих ученых именно деятельность патриарха Мелетия сформировала современный облик Православной Церкви в Египте и заложила предпосылки распространения христианского учения по всему Африканскому континенту. Первоначальной заботой патриарха стало составление и утверждение «Положения о священническом служении» (15 мая 1930 г.). В его 76 пунктах регулировались первоочередные вопросы, упорядочивавшие жизнь духовенства. В частности рассматривались: условия перемещения настоятелей храмов, порядок совершения таинства Крещения и отпеваний, вопросов церковной миссии и проповеди. Среди прочего, патриарх Мелетий постановил, что клириком может стать только человек, имеющий диплом духовного или богословского училища.

    Последующие меры патриарха регулировали: избрание патриарха, работу синода и церковных судов, поставление митрополитов и финансовое управление делами патриархата. Параллельно были предприняты успешные попытки усиления просветительского и благотворительного служения: открыто Свято-Афанасьевское духовное училище, детские приюты, дома престарелых, школы и больницы. Главной заботой патриарха стала консолидация всех православных, проживающих на африканском континенте, вне зависимости от их национальных и имущественных различий. Внимание также уделялось диалогу с другими Православными Церквями и христианскими конфессиями. В 1926 году Александрийская Церковь осуществила переход богослужения на новый стиль. Вместе с тем патриарх активно противостоял деятельности западных миссионеров и даже пошел на отлучение от Церкви тех, кто находился под влиянием проповеди протестантских миссионеров.

    В 1934 году патриарх Мелетий предложил на утверждение египетским властям составленный им «Органический закон Греко-православной патриархии Александрии». В этом документе речь шла об административном устройстве, правах и порядке управления Александрийской Церковью. Согласно «Закону», патриарх избирался клиром и православной паствой вне зависимости от ее национальной принадлежности1. Если избранный предстоятель Александрийской Церкви не имел египетского гражданства, он принимал его и получал признание со стороны государства. Синод отныне должен был избираться не реже одного раза в год.

    Принятие «Закона» стало значимым этапом в жизни Александрийской Церкви, так как предотвратило угрозу прямого вмешательства Египетских властей во внутренние дела патриархата. Вопрос избрания патриарха отныне стал исключительно внутрицерковным событием и находился в сфере ответственности синода.

    В ответ на предложение правительства Египта патриарх пошел на отказ от своих полномочий в судебной сфере (кроме бракоразводных процессов и других дел касающихся таинства брака) и передаче их в юрисдикцию Египетского правительства. Но эти уступки оказались преждевременными и бессмысленными, так как все остальные христианские конфессии и иудеи сохранили свои судебные полномочия, сославшись на то что Египет –мусульманское государство.

    Патриарх Николай V Патриарх Николай V
    Самым важным итогом деятельности Мелетия стало включение всей Африки в каноническую территорию Александрийского патриархата, сам патриарх отныне получил официальный титул «Папа и патриарх Александрии и всея Африки».

    После кончины Мелетия новым патриархом стал Николай V (Евангелидис) (1936-1939). Впрочем процедура его избрания несколько затянулось из-за особой позиции арабоязычных верующих, получивших поддержку со стороны египетского правительства. Из-за краткости своего правления этот достойный архиерей не сумел в полной мере реализовать свои управленческие таланты. Николай преобразовал Свято-Афанасьевское духовное училище в семинарию и учредил патриарший интернат для мальчиков. Главным делом которое ему успешно удалось довести до конца было изменение процедуры избрания патриарха. Теперь он выбирался из трех кандидатур на соборе, одна треть которого состояла из клириков, другая из мирян – граждан Греции, третья из граждан Египта. Священнослужители, участвующие в избрании предстоятеля Церкви должны были обязательно быть подданными Египта, впрочем процедура предоставления им гражданства была достаточно легкой и формальной.

    Патриарх Христофор Патриарх Христофор
    Избрание нового предстоятеля Александрийской Церкви Христофора II (1939-1967) проходило уже в соответствии с новой процедурой и не встретило каких-либо трудностей. Большой заслугой патриарха стало преодоление многолетних распрей внутри христианских общин и примирение христиан греческого и сирийского происхождения. Христофор прославился своей благотворительной деятельностью в Африке. Большую помощь он оказывал и своим соотечественникам – грекам, сделав территорию патриархата, местом где они могли находить убежище и поддержку во время Второй Мировой Войны.

    После окончания боевых действий в Египте сложились неблагоприятные условия для проживания христиан и начался массовый отток православных (прежде всего греков) в Америку и Австралию2. Такое развитие событий привело Христофора к осознанию того, что будущее Православия а Африке зависит от успеха проповеди среди коренного населения этого континента. Он заложил прочные основы для успешной миссионерской деятельности на Африканском континенте. Им были созданы три митрополии – миссии: в Восточной (с центром в кенийском Найроби), Центральной (Конго) и Западной Африке. Также был создан мощный миссионерский центр в Уганде. Последовали хиротонии коренных африканцев, приняли православие многие протестантские и католические миссионеры.   

    Трудами патриарха было выстроено новое здание патриаршей библиотеки и открыт институт Восточных исследований.

        

    Патриарх Христофор был последовательным противником экуменического движения и успешно противостоял протестантскому и католическому прозелитизму. Для противостояния экспансии западных христиан начал издаваться журнал «Добрый пастырь» на арабском языке. С православными Поместными Церквами патриарх, напротив, наладил очень дружественные отношения. Особо близкие связи удалось установить с Русской Православной Церковью и правительством СССР. Патриарху даже удалось получить компенсацию за имущество Александрийской Церкви конфискованное в Союзе после Октябрьской революции.

    Памятник патриарху Христофору Памятник патриарху Христофору
    Последние десять лет своей жизни патриарх Христофор тяжело болел и проводил большую часть времени вдали от Африки. В связи с этим его преемнику Николаю VI (1968-1986) пришлось начать с преодоления некоторых управленческих трудностей. Когда ситуация была взята под контроль, новый патриарх продолжил дело своего предшественника и основал две новых митрополии в Южной Африке (Кейптаун) и Зимбабве. Важным шагом стало рукоположение представителей коренных африканских народов и их поставление в епископы и митрополиты. Это придало миссии патриархии еще больший размах. В 1982 году в кенийском городе Найроби при содействии Кипрской Православной Церкви была открыта Патриаршая Семинария, где стала обучаться молодежь со всего Африканского континента.

    В настоящее время в миссии на Черном континенте участвуют представители многих Православных Поместных Церквей, работа которых координируется Александрийским патриархатом.

    Серьезную финансовую поддержку, необходимую для успеха их деятельности оказывают прежде всего Элладская и Кипрская Православные Церкви. В Греции функционируют несколько неправительственных организаций, помогающим православной миссии в Африке. Крупнейшей среди них является общество «Святой Косма Этолийский», ежегодно собирающее сотни тысяч евро на поддержку деятельности православных миссионеров.

    За последние двадцать лет в Африке были построены сотни храмов, несколько монастырей, больницы, стоматологические клиники и школы. Было также профинансировано строительство необходимой инфраструктуры для отдаленных деревень.   

    Успех проповеди на Черном континенте был обусловлен прежде всего тем, что православные миссионеры не были связаны ни с одной из стран, запятнавших себя в период колонизации Африки. В новое время западные миссионеры своей деятельностью тесно связали понятие «миссионерства» с насильственной христианизацией народов и уничтожением целых культур. Православный миссионеры, с самого начала проявлявшие уважение к своеобразию традиций каждого народа, выгодно выделяются на этом фоне.

    После кончины Николая патриархом был избран Парфений III. В годы его правления (1987-1996) Александрийский патриархат стал центром экуменического диалога (в особенности с представителями анти-халкидонских церквей). Сам патриарх играл ключевую роль в деятельности Всемирного Совета Церквей.

        

    Новый импульс миссионерская деятельность Александрийской Церкви получила в патриаршество Петра VII (1997-2004). Это был человек, обладавший многими организаторскими талантами. В короткие сроки новому патриарху удалось отремонтировать все приходские храмы на территории Египта, а также монастыри Cв. Саввы в Александрии и Cв. Георгия в Каире. После этого началась реконструкция здания патриархии и всех принадлежащих ей учреждений (эти работы завершились уже при преемнике Петра Феодоре II). Также патриархом был предложен новый порядок избрания предстоятеля Александрийской Церкви, одобренный на заседании синода. Отныне «папа и патриарх Александрии и всея Африки» избирался без участия мирян исключительно общим собором иерархов патриархата. Трагическая авиационная катастрофа у берегов Афона (2 апреля 2006 года) в расцвете сил оборвала жизнь Петра VII.

    C той поры Церковь возглавляет патриарх Феодор II (бывший митрополит Зимбабве). Он стал продолжателем успешной миссионерской деятельности своих предшественников и завершил реконструкцию здания патриархии, торжественное освещение которого состоялось 2 апреля 2006 года.

        

    В настоящий момент на канонической территории Александрийского патриархата находятся 18 митрополий и 6 епископий, охватывающих все без исключения африканские государства и народы. Общая численность православных более одного миллиона человек.

    1 Выборный собор состоял из всех архиереев, 56 действующих пресвитеров столичной кафедры, великого архидиакона, настоятелей всех храмов во всех митрополиях, представителей общин и обществ, крупных благотворителей.

    2 В настоящее время от некогда цветущей греческой общины в Египте осталось всего несколько человек в Александрии и Каире.

    Смотри также:

    История Александрийской Православной Церкви. Часть Ι. До арабского завоевания
    Начальный период церковной истории

    История Александрийской Православной Церкви. Часть II
    Арабское завоевание стало тяжелым ударом для Александрийского патриархата. Вся его каноническая территория оказала под иноземным и иноверным владычеством. C этого момента Александрийская Церковь всегда находилась в чуждом религиозном и культурном окружении.

    Афанасий Зоитакис. Афанасий Зоитакис. История Александрийской Православной Церкви в XIX – начале XX вв. Часть III
    Начало правления победившего в междоусобной борьбе Мухаммеда Али было встречено православными с облегчением. Благоприятные условия, созданные этим правителем, способствовали массовому притоку христиан на территорию Египта, Северной и Восточной Африки.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В I томе «Слов» собраны поучения Старца о грехе и диаволе, о современной культуре, о Духе Божием и духе мира сего, о Церкви в нашу эпоху.