• Балканы, Афон, Константинополь
  • Протопресвитер Феодор Зисис: «Почему права Москва а не Константинополь?» Об исторических свидетельствах, русофобии и причинах украинского церковного кризиса

    Профессор Зисис полагает, что Константинопольский Патриархат «целенаправленно скрывает и искажает историческую правду, чтобы поддержать раскол, который способен спровоцировать гражданскую войну на Украине».

        

    Профессор Феодор Зисис – один из самых авторитетных специалистов в области канонического права. AgionOros.ru публикует основные положения и выводы его фундаментального (на 35 страницах) разбора1 ситуации вокруг украинской автокефалии. Эта публикация вызвала большой резонанс в Греции и за короткое время набрала несколько сотен тысяч просмотров.

    По мнению отца Феодора причиной обострения межправославных отношений «стало самочинное и антиканоничное вторжение Вселенского Патриархата на каноническую территорию Русской Церкви».

    Профессор Зисис полагает, что Константинопольский Патриархат «целенаправленно скрывает и искажает историческую правду, чтобы поддержать раскол, который способен спровоцировать гражданскую войну на Украине».

    1. «В украинском вопросе правда на стороне Русской Церкви. Грекоязычным Церквям угрожает опасность впасть в этнофилетизм.

    Пишущий эти строки, как многолетний сотрудник Вселенского Патриархата, всегда оказывал ему всестороннюю поддержку. В рамках своих научных интересов к истории межправославных отношений я подробно изучил взаимоотношения двух Церквей (Русской и Константинопольской).

    Как греческий священник и ученный я был бы счастлив, если бы в украинском вопросе историческая правда и священные каноны были бы за греко-православным Константинопольским Патриархатом, тогда у меня были бы все основания поддерживать его притязания.

    Однако, к сожалению, правда на стороне Москвы, и следовательно мы должны поддержать сторону против которой совершена историческая несправедливость и прямо сказать на чьей стороне история (хотя несомненно, что многие движимые этнофилетизмом обвинят нас в антипатриотизме и антигреческой позиции). Я не буду вспоминать знаменитый древнегреческий афоризм «Платон мне друг, но истина дороже». Мне ближе следующая аксиома: мы, христиане, должны выше своих земных отечеств ставить отечество небесное и его земное воплощение – Церковь, членами и гражданами которой мы все являемся, независимо от национальной принадлежности.

    К сожалению, те кто поддерживает или осуждает действия священноначалия основываясь на принципе «свой – чужой» а не на исторической правде впадает в этнофилетическое заблуждение.

    Так и сегодня, мы, греки, грекоязычные Поместные Церкви, в случае поддержки ошибочных действий Вселенского Патриархата, можем впасть в соблазн этнофилетизма и пойти против вселенского характера Церкви.

    2. История Русской Церкви является единой и неделимой. Киев (Украина) являются ее неотъемлемой частью.

    Особенно примечательным в данном случае является то, что в прошлом Константинополь противодействовал усилиям иностранных (западных и латинских) держав, стремившихся разрушить и разделить единую митрополию «Киевскую и всея Руси» и создать вторую митрополию, исходя из того что это нанесет ущерб единству Русской Церкви и русского народа. Когда в следствии невыносимого давления, вредного для самого Константинополя, некоторые патриархи все-таки позволили создать другую митрополию, их преемники очень быстро упраздняли вторую митрополию и восстанавливали единство Русской Церкви, самым уничижительным и негативным образом характеризуя подрывные и раскольнические действия своих предшественников. Эти усилия, предпринятые Константинополем для сохранения единства русского народа под единым церковным управлением, мы представили в специальном исследовании «Константинопольская Церковь как фактор русского единства».

    Итак, разве теперь у Константинополя есть повод и оправдание превращаться в разделительный и раскольнический фактор?

    3. Воссоединение Киева и Москвы в 1686 году и неправильное толкование Константинополем соответствующих документов

    Украинские националисты и их друзья (поляки и униаты) стремятся представить воссоединение митрополий Москвы и Киева как проявление насилия со стороны русских и порабощение Украины Россией, чтобы оправдать сегодняшние тенденции отделения Киева от Москвы, политические и церковные. На самом деле, порабощение имело место раньше - Польше и Литве с сопутствующей латинизацией, полонизацией и навязыванием Унии. Порабощение Украины Западом, Ватиканом, США, Европой, НАТО пытаются осуществить и сегодня.

    Итак, согласно общецерковному консенсусу и согласному мнению научного сообщества, Киевская митрополия стала самостоятельной в середине 15 в. из-за иностранного завоевания и латинского (униатского) влияния, однако в 1686 воссоединилась с Русской Церковью.

    Утверждение Константинополя, что передача Украины в юрисдикцию Русской Церкви носила временный характер, не выдерживает критики. С 1686 года прошло 332 года, три с половиной столетия, на протяжении которых никто не заявлял о временной юрисдикции Русской Церкви. Не идет об этом речь и в исторических источниках. [Далее в статье профессора Зисиса приводится множество документов, подтверждающих безусловное возращение Киевской митрополии в Русскую Церковь].

    Выводы:

    1. Вселенский Патриархат призван играть координирующую роль в отношениях автокефальных Православных Церквей. В частности, он должен особенно заботится об укреплении соборности и межправославного единства. Анти-соборное поведение в украинском вопросе и сотрудничество с раскольниками, а не с каноничными Украинской Православной Церковью (МП) и Русской Православной Церковью, противоречит координирующей роли, которую должна играть Константинопольская Церковь.

    2. Греческие Церкви на основе исторической правды и канонического Предания, чтобы избежать окончательного раскола, должны поддержать исторические и канонические права Русской Церкви. Нельзя явно или своим молчанием поддерживать антиканоничное вторжение Константинополя в чужую юрисдикцию.

    3. Киев - естественная и неотъемлемая часть Русской Церкви от начала христианизации русских (988). Константинополь сохранил это единство русских и их Церкви. Только зломудрствующие и неправосмыслящие патриархи в периоды иностранного господства разделили русских в церковном отношении, под латинским или униатским давлением или влиянием. Нынешнее зломыслие патриарха Варфоломея повторяет ту же ошибку: перед лицом геополитического и культурного давления Запада, который целенаправленно культивирует и насаждает русофобию, разделяя и властвуя.

    4. Соборное решение 1686 года восстановило единство между Киевом и Москвой, на основе сознательной церковной политики Константинополя, стремящегося сохранить единство русского народа. В настоящее время Константинополь отошел от такой церковной политики и вступил в союз с латинянами и Западом, в ущерб не только России, но и всего Православия.

    5. Два документа, на которые ссылается Вселенский Патриархат, неверно истолковываются и искажаются. Возращение Киева в Русскою Церковь на основании этих и других исторических свидетельств очевидно. На протяжении более чем трех столетий Константинополь ни разу не оспорил вхождение Украины в состав Русской Церкви (1686-2018 гг.). Только теперь искажением и неверным истолкование исторических свидетельств он следует по этому пути, идя на поводу у униатов, раскольников, одержимой Западом части украинского общества, способствуя тем самым разделению православных».

    Протопресвитер Феодор Зисис

    Перевод Афанасий Зоитакис для AgionOros.ru

    1 https://www.romfea.gr/images/article-images/2018/11/TO_OYKRANIKO_AYTOKEFALO.pdf

    Архимандрит Георгий (Капсанис). Пастырское служение по священным канонам

    К священнику, стремящемуся осуществлять пастырское руководство в согласии с волей Божией, выраженной в Священном Писании, Священном Предании и в основанных на нем священных канонах, а не в субъективном мнении каждого отдельного пастыря, обращена эта книга авторитетного греческого богослова и Старца, в прошлом профессора теологического факультета, а ныне игумена общежительного монастыря Преподобного Григория на Святой Афонской Горе, архимандрита Георгия (Капсаниса). Впервые на русском языке представлен основанный на святоотеческом учении богословский труд, в полноте раскрывающий и обосновывающий необходимость осуществлять духовничество, руководствуясь священными канонами, ибо «пастырское руководство в духе Предания – это вопрос спасения как пастыря, так и пасомых».