• Балканы, Афон, Константинополь
  • Что происходит в Греции? О планах властей отделить Церковь от государства

    Священный Синод Элладской Православной Церкви выступил против изменения статуса священников и решил создать специальную комиссию для изучения предложений греческого правительства по изменению положения Церкви в государстве.

        

    Священный Синод Элладской Православной Церкви на внеочередном заседании 16 ноября выступил против изменения статуса священников и решил создать специальную комиссию для изучения предложений греческого правительства по изменению положения Церкви в государстве, сообщила комиссия по печати Священного Синода.

    Правящая партия СИРИЗА 2 октября внесла в парламент проект конституционных изменений. Поправки закрепляют религиозный нейтралитет государства.

    Внеочередное заседание Синода прошло под председательством архиепископа Афинского и всей Греции Иеронима. Он проинформировал архиереев о предложениях греческого правительства по вопросу о церковной собственности, затем последовало обсуждение этого вопроса, в ходе которого выступили многие митрополиты.

    Иерархи Элладской Церкви единогласно решили продолжать диалог с государством по вопросам, представляющим общий интерес.

    «Поручить Постоянному Священному Синоду сформировать специальную комиссию, которая будет состоять из архиереев, юристов, экспертов и представителей духовенства для изучения вопросов, представляющих общий интерес. Итоги ее будут представлены иерархии Элладской Церкви на окончательное утверждение», — говорится в решении.

    «Настаивать на существующем статусе выплаты жалованья священнослужителям и служащим мирянам Элладской Церкви», — постановил Синод. Таким образом священноначалие не поддержало Афинского архиепископа Иеронима, который 6 ноября подписал совместное заявление с премьер-министром Греции А. Ципрасом, значительная часть которого была посвящена изменению выплаты жалованья духовенству, которое священники получают как компенсацию за приобретенное государством церковное имущество. Заявление Ципраса и архиепископа Иеронима предусматривало, что духовенство будет исключено из единого государственного органа платежей, а Церковь будет получать субсидию на зарплату действующих священников.

    Реагируя на волну протестов представителей высшего и низшего духовенства Священный Синод занял консолидированную позицию и отверг предложения властей по отделению Церкви от государства.

    «Согласовывая совместное заявление с Ципрасом архиепископ Иероним не учел реакции других представителей высшего духовенства», - полагает представитель СИРИЗА Тасия Христодулупулу.

    Митрополит Пирейский Серафим напомнил, что Церковь управляется соборно, а «Архиепископ Иероним всего лишь один из восьмидесяти одного равных архиереев. Он не может действовать от имени всей Церкви. Единственное, что обязывает Церковь это решение Синода».

    Планы властей по дехристианизации Греции

    Консолидированная позиция Священного Синода не охладила пыл правительства, стремящегося в кратчайшие сроки отделить Церковь от государства и пересмотреть Греческую Конституцию.

    В заявлении премьер-министра Ципраса сказано, что «порядок выплаты заработных плат духовенству в любом случае находится в компетенции государства и может быть пересмотрен в одностороннем порядке [без согласия Церкви]».

    Греческое государство целенаправленно предпринимает шаги по дехристианизации страны, по требованию европейских кредиторов и при потворстве правящей партии СИРИЗА, которая неоднократно нарушала обещания, данные греческому народу перед выборами.

    Шаг за шагом Грецию избавляют от православной идентичности: реформировали религиоведение в школах (убрав ориентированность предмета на восточно-христианскую традицию), приняли закон «о свободной смене пола» и «свободном сожительстве» и т. д. Процесс дехристианизации продолжается последовательно и непрерывно, и пока непонятно, каких пределов он достигнет (радикалы даже требуют убрать крест с греческого национального флага).

    Митрополит Калавритский Амвросий полагает, что параллельно с дехристианизацией осуществляется целенаправленная исламизация Греции: «Обратите внимание, что в то время как православных священников греческое государство “выбрасывает в мусорный бак”, мусульманские священнослужители будет продолжать получать заработную плату как работники министерства иностранных дел! Между тем на одном только острове Самос сегодня обосновалось 5.500 мусульман иммигрантов, тогда как коренное население всего 5000 человек!».

    Вслед за пересмотром выплаты заработной платы духовенству правительство собирается предпринять дальнейшее изменение Конституции: пересмотреть 21 статью («Семья как фундамент сохранения и развития нации, а также брак, материнство и детство находятся под охраной государства»), изменить 3 статью основного закона («Господствующей в Греции религией является религия восточно-православной Церкви Христовой. Православная Церковь Греции, признающая своим главой Господа нашего Иисуса Христа, неразрывно связана в своих догматах с Великой Константинопольской Церковью и со всякой другой единоверной Церковью Христовой, неуклонно соблюдает, так же как и они, святые апостольские и соборные каноны и священные традиции»)».

    Справка AgionOros.ru

    В Греции Церковь не отделена от государства. Часть расходов на официальные мероприятия, связанные с Церковью, и выплату заработной платы духовенству правительство несет в соответствии с договорными обязательствами, взятыми им на себя в 1833 году по отношению к Церкви, так как 65% (то есть две трети) недвижимого имущества Церкви в то время отошло к государству.

    С тех пор около 96% от оставшейся у Церкви собственности также перешло к государству - либо в одностороннем порядке (через ряд законов, принятых правительством Греции), либо за счет пожертвований, вносимых Церковью. Массовые передачи церковных сельскохозяйственных угодий государству состоялось в целях оказания помощи беженцам из Малой Азии (1922 г.), а также безземельным земледельцам после 1945 года. Кроме того, наиболее значимые общественные здания столицы Греции (корпус научных учреждений, больниц и т.д.) были возведены на землях Церкви, переданных государству для этой цели безвозмездно.

    Афанасий Зоитакис

    При подготовке материала использована информация: https://www.romfea.gr/epikairotita-xronika/25111-omofonia-gia-misthodosia-klirikon-kai-sustasi-eidikis-epitropis
    https://www.romfea.gr/diafora/25116-ti-apanta-i-kubernisi-stin-ierarxias-tis-ekklisias-tis-ellados https://ria.ru/religion/20181116/1532971169.html
    https://www.romfea.gr/diafora/25135-xristodoulopoulou-serafeim-kai-o-anthimos-den-einai-mitropolites-einai-politikes-persones
    https://www.romfea.gr/diafora/25132-pigan-na-pagideusoun-tin-ekklisia-petontas-mas-apo-to-misthologio
    https://stbasil.center/2018/11/15/zoitaki-on-church-state-relations-in-greece/
    https://www.romfea.gr/diafora/25120-alejandroupoleos-anthimos-to-proto-mas-endiaferon-afora-sti-misthodosia-tou-klirou
    ttps://www.romfea.gr/katigories/10-apopseis/25123-kalabruton-ambrosios-i-autokefalos-ekklisia-tis-ellados-odigeitai-eis-dialusin

    Архимандрит Георгий (Капсанис). Пастырское служение по священным канонам

    К священнику, стремящемуся осуществлять пастырское руководство в согласии с волей Божией, выраженной в Священном Писании, Священном Предании и в основанных на нем священных канонах, а не в субъективном мнении каждого отдельного пастыря, обращена эта книга авторитетного греческого богослова и Старца, в прошлом профессора теологического факультета, а ныне игумена общежительного монастыря Преподобного Григория на Святой Афонской Горе, архимандрита Георгия (Капсаниса). Впервые на русском языке представлен основанный на святоотеческом учении богословский труд, в полноте раскрывающий и обосновывающий необходимость осуществлять духовничество, руководствуясь священными канонами, ибо «пастырское руководство в духе Предания – это вопрос спасения как пастыря, так и пасомых».