• Балканы, Афон, Константинополь
  • Исповедники Православия в Южной Албании

    Agionoros.ru публикует подборку материалов, посвященным Православию в Южной Албании.

        

    В годы богоборческого режима Энвера Ходжи в Албании был установлен полный запрет на любую религиозную деятельность. Сотни храмов и монастырей были закрыты. В 1968 году был принят закон, запрещающий все религиозные мероприятия, предписывающий уничтожение крестов на православных храмах и кладбищах. Однако, несмотря на репрессии и давление, православные смогли сохранить свою веру. Agionoros.ru публикует подборку материалов, посвященным Православию в Южной Албании.

    ***

    Северный Эпир – область, населённая преимущественно греческим православным населением. В настоящее время располагается на территории современной Южной Албании.

    В 1970 году произошло насильственное перемещение православного населения Северного Эпира. В действие был приведён план по этнической чистке этой области. Семьдесят восемь тысяч греков были насильственно переселены в северную Албанию. Лишь шестнадцати тысячам впоследствии удалось вернуться. Большинство из них были убиты: погибли из­-за перенесённых лишений или в концентрационных лагерях. Их поселили в жалких бараках и заставили работать в нечеловеческих условиях. Параллельно с переселением греков на север, албанцы переселялись на юг, занимая оставленные греками селения.

    ***

    Иеромонах Косма (Клеархос) Папасаввас – современный исповедник Православной «Церкви в Южной Албании (+14.12.2018)

    В декабре 2018 года в возрасте 76 лет после непродолжительной болезни упокоился о. Косма (Клеархос) Папасаввас – современный исповедник Православной Церкви, из села Дримадес муниципалитета Химара Северного Эпира (Южной Албании).

    Отец Косма родился в 1942 году в селе Дримадес в семье благочестивых родителей и учился в педагогической академии, где получил диплом учителя. Несмотря на запрет религиозных убеждений и вероисповедания, Клеархос продолжал тайно поклоняться Богу в храмах своей деревни и был духовно связан со священником, отцом Космой Кириосом, позднее ставшим епископом Аполлонии (+11.8.2000).

    о. Косма Папасаввас о. Косма Папасаввас
        

    В 1973 году Клеархос попытался преодолеть границу Албании, охраняемую колючей проволокой под электрическим напряжением. В Греции он хотел принять иерейское рукоположение, но был арестован атеистическим режимом и приговорен к 10 годам тюремного заключения за попытку побега из страны.

    После освобождения из тюрьмы в 1982 году он попытался во второй раз бежать из Албании в Грецию, чтобы стать священником. Однако снова был арестован и приговорен к 5 годам ссылки и 20 годам лишения свободы в самых жестоких и бесчеловечных тюрьмах-каторгах в Спаче и Бурели в Северной Албании за попытку «предательства страны в форме побега».

    Освободился Клеархос в августе 1990 года после того, как на правительство Албании было оказано международное давление.

    Клеархос Папасаввас приехал в Грецию в начале 1991 года, преодолев множество трудностей, т. к. албанцы отказывали ему в выдаче паспорта.

    26.02.1991г. архимандритом Симеоном Хатзисом был совершен постриг Клеархоса в монастыре Гирокомиу, при котором он получил имя «Косма» в честь святого равноапостольного Космы Этолийского.

        

    В следующую среду, на второй неделе Великого Поста (27.02.1991г.), в монастыре Святого Андрея он был рукоположен в диаконы. 2 марта 1991г. в храме Святой Троицы в районе Зарухлейка приснопамятный Митрополит Патрский Никодим рукоположил его в иереи. Отец Косма сразу вернулся на родину в с. Дримадес муниципалитета Химара, где служил до своего успения.

    Вся его жизнь была исповеданием веры и доверия к Провидению и любви Божией. Он отличался живым юмором, простотой и искренностью в отношениях с людьми.

    Её лицо просияло

    Крещенский сочельник 2000 года. В селении Пилиури Химарийского района Южной Албании остановилась машина, из которой вышел священник, приехавший освятить дома.

    Чтобы добраться туда, надо было проделать долгий путь. Селение затерялось где-то в вершинах Химарийских гор. Дорога была сложной и опасной. Машина пыталась вырваться из плена размытой многодневными дождями дороги. Батюшка был молод, рукоположен в пресвитеры всего два месяца тому назад. Он приехал из Греции с тремя студентами и с важной миссией: доставить необходимое для церковных служб в окрестные деревни.

        

    Сначала они посетили храм на окраине деревни. Безбожный режим сделал из него «дом народа», а затем и склад.

    Мальчишки разбежались по деревне, возвещая о приезде священника. Вскоре весть разнеслась повсюду. Одна хозяйка за другой узнавала радостную и важную новость. «Впервые за столько лет к нам приехал батюшка», – говорили женщины со слезами на глазах. Одни постелили ковры при входе в свои дома. Другие срезали свои лучшие цветы, чтобы встретить священника. Все ждали его с нетерпением у дверей своих жилищ. Даже собаки в чисто выметенных дворах тоже участвовали во всеобщем празднике своим радостным лаем.

    «Во Иордане, крещающуся Тебе, Господи…» – слышалось по всей деревне. Ряса священника перепачкалась и потяжелела. Ботинки студентов также были измазаны глиной. Но на всех лицах сияла радость.

    Три с половиной часа прошло, пока освятили все дома. Оставался лишь один, на окраине села, немного на отшибе. Кто-то предложил: «Давайте мы отнесём туда святую воду сами, ведь вы очень устали». Но это было бы неправильно. Две женщины, старуха-мать и дочь, с нетерпением ждали батюшку. Они благоговейно поцеловали крест и повели священника и его свиту по своему дому. В одной из комнат на кровати неподвижно лежала девушка. «Отче, моя внучка», – надрывно воскликнула пожилая женщина. «Ей восемнадцать лет. Очень хорошая девушка. Сейчас ей тяжело, но Бог великий». Рядом молча плакала мать. Обе женщины что-то хотели сказать священнику, и вот всё же решились:

    – Отче, мы бы хотели Вас кое о чём попросить. Девушка, которую Вы окропили в комнате, инвалид. Три года назад она крестилась. С тех пор она постится и не ест мяса. В среду и пятницу не вкушает и масла. Молится и надеется, что однажды придёт священник и причастит её. Вот мы и подумали, может, у Вас найдётся такая возможность…

    – Завтра Богоявление. Великий праздник. В городе Химара соберётся много народу. Люди причастятся, а потом мы совершим освящение воды. Понимаете, всё это займёт очень много времени...

    – Ничего, отче. Мы подождём, сколько будет необходимо. Когда об этом узнает наша девочка, она и воду-то перестанет пить. Она так хочет причаститься.

    На следующий день в середине дня та же машина с теми же людьми направлялась к деревне. Все молчали. Они долго шли к дому девушки. По дороге их кто-то обогнал, в руках у него была зажжённая свеча. На пороге дома две женщины плакали от радости. Они низко кланялись, показывая тем самым свою благодарность. Молча, благоговейно совершая крестное знамение, они повели священника в комнату дочери.

    «Причащается раба Господня Елевферия Тела и Крови Христа…» Но прежде чем причастить девушку Святых Тайн священнослужитель вдруг останавливается. Что-то происходит. Он часто моргает. Словно что-то его беспокоит. Оставив Святую лжицу в Святой чаше, он протёр ослеплённые глаза, не в силах понять, что же случилось. Глаза Елевферии, прикованные к Святой чаше, сияют. Они источают такой свет, что поражённый священник не видит уже её лица. Сверхъяркий свет со всё более нарастающей силой распространялся по комнате. Рука священника чувствует его теплоту. Он испугался. Свет был не таким, как пламя лампадки, а белым, сильным, мягким, не ослепляющим. Он был таким интенсивным, что иерей не видел лица и рта девушки.

    Растерянный батюшка с большим волнением и трудом, стараясь, чтобы его рука не дрожала, на ощупь причастил её. Он понял, что Таинство свершилось, когда Лжица коснулась зубов девушки. «Благодарю, отче», – услышал он где-то в глубине юный голос.

    Он хотел потребить Святые Дары в комнате с семейным иконостасом, но не смог этого сделать. Молча простился с хозяйками, знаком подозвал студентов. Женщины стали приглашать его разделить с ними трапезу. Но священник ничего не слышал. Он крепко держал в правой руке Святую чашу и быстрыми шагами направился в небольшой лесок, располагавшийся рядом с их домом. Дрожь бежала по его телу. Он не мог осознать, что невольно стал свидетелем чуда.

    Смотри также:

    Отец Илия Диаманти́дис Мироточивый
    Мы продолжаем публиковать главы из книги «Подвижники-миряне». Ее автор – современный афонский старец, ближайший сподвижник хорошо известного в России Паисия Святогорца. Впервые «Подвижники-миряне» были опубликованы в 2008 году, вскоре книга стала не только греческим но и мировым бестселлером. Выдержала много переизданий в Греции и других европейских странах и даже были переведена на албанский и арабский языки. В 2011 году книга была опубликована Издательским Домом «Святая Гора».

    Святой Георгий Карслидис, прозорливый старец (+4/17 ноября)
    Блаженной памяти старец Георгий, происходивший из Понта, с ранних лет узнал сиротство и одиночество. После гонений и арестов, производимых безбожными властями Грузии, он прибыл в Грецию. Там за свою аскетическую жизнь и крепкую веру этот смиренный и достойный служитель Христов был вознагражден даром рассудительности, мудрости, прозорливости и пророчества.

    Старец Серафим (Димопулос). Часть 1
    Agionoros.ru продолжает рассказывать о современных подвижниках благочестия. Иеромонах Серафим Димопулос известен далеко за пределами Греции. Он много лет дружил с афонскими старцами Паисием и Порфирием, проповедовал в Африке, обратил в Православие более тысячи албанских иммигрантов, опубликовал книги о преподобном Серафиме Саровском и святителе Игнатии Брянчанинове. Отец Серафим был прозорливым старцем, за советом и помощью к нему стекались люди со всех уголков православного мира.

    Греческо-русский и русско-греческий деловой словарь

    оставитель этого уникального словаря – кандидат экономических наук, священник Дмитрий Валюженич. Словарь содержит большое количество не указанных в существующих двуязычных словарях широко распространенных слов и выражений, характерных для языка современного экономиста, предпринимателя или менеджера. В качестве интересных приложений в словаре содержатся «Краткий словарь по информатике и компьютерной технике» и эксклюзивный мини-словарик «Экономика в пословицах и поговорках».