• Балканы, Афон, Константинополь
  • Архимандрит Сарантис Саранду: «Второй брак духовенства»

    Известный богослов о подготовке к хиротонии, препятствиях к рукоположению и втором браке духовенства.

        

    После неприемлемого решения Синода Вселенского Патриархата о разрешении второго брака вдовствующему и разведенному духовенству мы с почтением представляем причины по которым считаем принятое решение неприемлемым и оскорбительным.

    Священство – обычная профессия, рассматриваемая как источник средств к существованию?

    Священство не является обычным профессиональным занятием рассматриваемым как источник средств к существованию. Согласно Илии Миниатису – это выдающееся занятие,

    Женатые и неженатые священники сослужат

    Брачное и безбрачное духовенство взаимодополняется, сослужит и окормляет священную паству Христову, неся на себе и внутри себя священство Христово. Они борются в соработничестве с Господом за то чтобы просвещать души благочестивых и православных христиан жизнью Христа, Его святыми Таинствами и всем богатством Священного Писания, нашего богодухновенного богослужения, писаний Святых отцов.

    В то же время все православные священники знают поручение Господа нашего, данное святым Апостолам и всем после них до сегодняшнего дня поколениям духовенства: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28:19). Они на практике почитают чуждых, иноверцев и инославных, но движимые бескорыстной любовью Христовой не могут не дать им хотя бы крупицу православия из океана православного во Христе учения и истины.

    Личное призвание Христа для священства

    Для Священства нужно личное призвание Господа. Господь призывал и призывает людей разных возрастов, разного положения и разных профессий. Он их учит, вдохновляет, подает благодать Священным таинством рукоположения и делает их пастырями Своими в миру. Во всех народах проповедуют они Евангелие Христово целиком, без оговорок и сокращений.

    Использует Христос разные способы чтобы призвать особым и очевиднейшим образом молодежь к Своему Священству. Любовь Господа волнует, наполняет и вдохновляет сердце молодого человека. Недоумевает и удивляется молодой человек или подросток приглашению Христа к этому чудесному и священному делу. Он открывает в себе такую ничтожность и такую непригодность к «профессии» которую призывается выполнять, что не знает что делать. Благодать Божья ведет его к духовному отцу. Невидимым и загадочным или явственным образом воспринимает кандидата духовный отец, как апостол Анания бывшего гонителем Христа – ослепшего и покаявшегося апостола Павла, возложив руки на голову его, крестил его и вернул ему свет вместе с божественным и нетварным Светом Христовым.

    Мудрое и нисходящее свыше руководство духовного отца подготовит будущего служителя ко всем священным таинствам и ко всем требованиям пастырского служения.

    «Одной жены муж»

    Основополагающий отрывок из Священного Писания в высшей степени четко описывает личность служителя и священника-епископа, как это было воспринято по божественному озарению апостолом Павлом и изложено в его первом послании к Тимофею: «. . . епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, 3 не пьяница, не убийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, 4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; 5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? 6 Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.

    7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

    8 Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, 9хранящие таинство веры в чистой совести. 10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения. 11 Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем. 12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим. 13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса». (1 Посл. К Тим., гл. 3, 1-12).

    Препятствия к священству имеют экклезиологический характер

    Совершенно очевидно, что обязательно будет исследована крайне важная тема препятствий для хиротонии. Совершение плотских грехов (и не только) являются препятствием к священству. Значение этих препятствий не является формальным. Это не правила и предпосылки для назначения на какую-то выборную должность. Препятствия на пути к священству не могут иметь второстепенного значения для самого кандидата в священнослужители, который не просто заинтересован в священстве, но призван Богом для осуществления наиболее ответственной церковной работы. Дело священства – это не личное дело, но общецерковное. Тело Церкви, начиная со святых апостолов и до нынешних священников, не пыталось обойти препятствий. Только не имеющий препятствий сможет богоразумно управлять Христовыми овцами, в том числе и в самых трудных ситуациях. Вот почему святой Никодим Святогорец говорит что священнослужитель не может иметь никаких препятствий. И даже если в очень юном возрасте какой-то педофил совратит мальчика, не сможет он стать священником, поскольку сосуд, как говорится, испорчен и непригоден для такого ответственного спасительного служения. Как сломанный поднимет разбитого? Не хочу даже говорить о страшной и ужасной (согласно святому Златоусту) страсти гомосексуализма. Страшное извращение и разврат недопустимы в рядах святого Христова священства! Нет ничего более ужасного, – говорит святой Иоанн Златоуст, – чем «когда мужчины на мужчинах делая срам», интерпретируя слова из Послания Павла к Римлянам (1:27).

    Цитируем написанное незабвенным протопресвитером Константином Каллиником: «Во священство не приемлется нечестивец, еретик и отступник. Ни обольститель, ни убийца. Ни вор, расхититель гробниц и распутник. Ни прелюбодей, ни развратник. Ни женившийся на вдове, разведенной или легкого поведения. Ни двубрачный. Ни человекоубийца, ни калечащий себя. Ни слепой, ни глухой. Ни не достигший надлежащего возраста. Ни новообращенный или принявший крещение на одре болезни. Ни лжесвидетельствовавший, и в особенности перед публичным судом. Ни каким-либо образом запятнавший свою репутацию или оскорбивший христианские чувства. Ни безграмотный, ни незнающий богословия, дабы не стал слепой проводником незрячих. Ни, наконец, телесно или нравственно, репутационно или умственно нездоровый и неполноценный. («Христианский храм…», с. 445-446).

    Препятствия и духовный закон по св. Паисию

    Когда нарушаются правила о препятствиях к священству совершенно точно будет действовать духовный закон. Святой Паисий говорил, что духовный закон действует не насильственно или угрожающе, но профилактически и терапевтически. Когда маленький ребенок протягивает свою ручку к оголенному проводу, его наказывают родители из педагогических соображений, чтобы не случилось непоправимое. Так же учат и того, кто имеет препятствия к священству, чтобы потом он не был виновен в нарушении соответствующих Священных канонов. Запрет не означает лишения Божественного дара, но охраняет от многих трудностей и испытаний, которые не являются случайными. Согласие с очевидным запретом может открыть путь к другим, более подходящим видам служения, действительно имеющим перспективы спасения.

    Сотрудничество духовного отца и кандидата в священнослужители

    Духовный отец, просвещаемый свыше (особенно в час совершения таинства исповеди) защитит свое духовное чадо – будущего священника от ловушек лукавого, которые он расставляет, используя бесчисленные антихристианские и человеконенавистнические рассуждения, чтобы отравить душу и тело. Священство не терпит загрязнения греха, как глаз не терпит и малейшей частицы пыли и спазматически реагирует на нее до тех пор, пока не вытолкнет наружу.

    Совершенно необходимо, чтобы духовный отец подчеркнул своему чаду, собирающемуся вступить в ряды безбрачного или брачного духовенства, важность внимательного изучения богодухновенных слов о священстве святого Иоанна Златоуста. Вся слава крестного во Христе служения, все его величие Воскресения скрыто и вместе с тем явлено в непостижимом измерении православного во Христе священства по св. Иоанну Златоусту.

    Брак и девство

    В связи с этим поднимается вопрос брака или безбрачия. Каждый из призванных Христом в Его священство испытывает неописуемую тайную радость этого исключительного призвания. Но одновременно с этим все они стараются оценить свои силы. Каждый призванный Господом имеет свободу выбора между честным браком или безбрачием во Христе. Благопристойный честной брак – или девство. «Не все вмещают слово сие (девства во Христе), но кому дано» (Мф. 19:11), сказал Господь. Св. Иоанн Златоуст говорит, что «кому дано» можно приравнять к «кто желает». Те кто хочет, по личному свободному выбору, могут следовать самым высоким требованиям девства во Христе. Однако каждый не имеющий препятствий, Христу содействующий и благонастроенный кандидат в священнослужители также имеет безусловное право сделать выбор в пользу брака – тайны великой (по апостолу Павлу) которая утверждает домашнюю церковь – семью.

    Подготовка состоящего в браке к священству

    Разумеется, тему брака необходимо обсудить с духовным отцом, если предполагается вступление в ряды брачного духовенства. В таком деликатном и основополагающем вопросе [первостепенное значение имеет – прим. пер.] молитва вкупе с незыблемым доверием к небесному Отцу. Любая молодая девушка, которая пожелает вступить в такой брак, должна будет без какого-либо прямого или косвенного давления подписать ответственное заявление о том, что она всем сердцем принимает брак с данным молодым человеком, а также честь и ограничения святого таинства священства. Духовный отец подготовит будущего супруга и священника к осуществлению первоначальной заботы о матушке. Будущей же супруге священника он даст рекомендации по непрестанной духовной борьбе, чтобы не умалялось ее уважение к супругу и к его священству.

    Духовный отец по своему опыту во Христе считает необходимым направить свое духовное чадо по пути святых чинопоследований, истинного самоуничижения и раскаяния, личной практики молитв и глубокого покаяния, изучения наставлений наших современных великих святых: Паисия, Порфирия, Иакова и других. Духовное чадо, вооруженное плодами их духа, осмелится приблизиться ко всем прежним Святым отцам (не разделяя еретически и бессмысленно их учения на староотеческие и новоотеческие). Его внимание привлечет неусыпное старание непрестанной умной молитвы.

    В связи с предстоящим рукоположением духовник побудит его быстрее завершить обучение, включая интенсивное изучение византийской церковной музыки. Он порекомендует ему посетить Афон и попросить благословения у святых отцов-святогорцев, которые в глубоком смирении суровой аскезой хранят свою душу безупречной и незапятнанной, и, пролив обильные слезы, каждый день предстоят перед святым алтарем. Там, в святогорских храмах, вкушается непостижимая нетварная радость Божественной литургии, но, как мы понимаем, одновременно с интенсивной духовной борьбой, которую ведет служитель Всевышнего, чтобы не поддаваться мирским заботам и низменным соблазнам. Лукавый ничуть не стесняется соблазнять всех нас даже и во время Божественной литургии. Как наставляет духовный отец свое чадо, желающее принять священство, наше презрение к лукавому и умная молитва разочаруют врага, и он удалится побежденным.

    Подготовка безбрачного к священству

    Что же касается случаев в которых кандидат в челны клира выбирает безбрачие во Христе, духовный отец в миру обязан должным образом проинформировать будущего безбрачного священнослужителя. Он направит его в монашеское братство, известное высоконравственной жизнью и зрелым опытом монастырской жизни во Христе. Он должен будет регулярно соблюдать весь распорядок каждого дня, все установленные богослужения, следовать монашескому образу жизни во всех его проявлениях и со всей готовностью принимать участие в назначенном ему служении.

    Монашеское братство во Христе должно стать для него святейшей и непреложнейшей точкой отсчета, так же как для женатого единственной и неизменной точкой отсчета является его семья. Без такой точки отсчета и без общения во Христе с игуменом или с духовным отцом, которому святой игумен доверит кандидата в безбрачные священнослужители, невозможно утвердиться и продвинуться [в своем служении – прим. пер.] во Христе.

    где двое или трое собраны во имя Мое…

    Господь сказал: «…где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Христос реализовал это в своей земной жизни, живя со своими родителями, будучи приемным ребенком одного из них – Иосифа, и родным чадом Всенепорочной матери Его – Богородицы. То же Он установил и для нас, для своих чад, учредив институт семьи. Это же требуется и от безбрачного священника. В теплоте и братстве во Христе, в святой тишине монастыря пускают корни, расцветают и плодоносят все безбрачные священнослужители нашей Церкви. Так освятились все преподобные отцы и на этой основе и с этим богатством были пастырями множеству верующих во Христа.

    В святом богочеловеческом пространстве монастыря кандидат в безбрачные священнослужители, проживая все святые часы распорядка обители, научается всему что связано со святейшим призванием пастырского служения во Христе. Изречение «оставайся в своей келье и это научит тебя всему» также относится к кандидату в безбрачные священнослужители на период его жизни в монастыре и на всю его жизнь, в течение которой он будет вести пастырскую деятельность в современном мире и для современного человека. Это значит, что в святой тишине кельи нетварная Божественная благодать просвещает и обильно являет небесные тайны. Подобная святая тишина в условиях священнической семьи нужна и нам ведущим борьбу в миру священникам. «В молчании рождается Слово», говорит Антоний Великий. Хотя бы несколько минут в течение часа необходимы для личной молитвы ко Христу, к Богородице и святым.

    Мы знаем безбрачных отцов действительно являющихся благоуханием Христа, которые созрели в общежительных монастырях, где взращивают отцов-наставников и великолепных педагогов во Христе, драгоценных носителей Божией благодати в современном неспокойном мире.

    Мы знаем также и женатых священников, которые укрепились и плодоносят во всех добродетелях, которые обильно дарит наша богатейшая матерь-Церковь. Содействуя Господу они рождают святых чад послушания в нашем сложном и бесчеловечном мире.

    Епископ благословляет, рукополагает, направляет

    Наконец все перечисленное выше будет благословлено епископом: вся многолетняя подготовка к священству; монашеский постриг или таинство брака; процедура, необходимая для рукоположения; все связанные с этим действия и само таинство хиротонии в своих двух степенях (рукоположение во диакона и рукоположение во священника).

    Все епископы имеют обычай произносить богодухновенные святоотеческие изречения перед новоявленным священнослужителем, диаконом или впоследствии священником, чтобы они осознали что жизнь священника и, следовательно, его супруги отныне скреплена печатью благодати священства.

    Многие из этих речений являются пророческими. Они предвещают нетварные дары и благословения, которыми награждает Господь наш Иисус Христос священническую пару и всю его семью. Хиротония представляет собой схождение Духа Святаго. Это участие в празднике святой Пятидесятницы, осуществляемое тайным и благодатным образом. Слезы, умиление, тайные и явные обещания рукополагаемого, сердечный трепет во всей полноте верующих находящихся в церкви.

    Повседневность безрадостная или во Христе?

    А потом приходит повседневность... Повседневность, которая начинается внутри Церкви, святого храма, в жертве Тела и Крови Христовых. Повседневность со множеством литургических и религиозных обязательств и с еще большим числом пастырских обязанностей перед прихожанами. Когда эта освященная повседневность начинается в святом храме, она не может быть разрушена и рассеяна, не может утомлять в силу привычки. Она может быть погублена только мирской тщетностью.

    Тяжкие испытания

    Внезапно в жизни некоторых священнослужителей происходит великое испытание. В результате смертельной аварии, или онкологического заболевания, или по другим причинам женатый священник, по воле Божией, лишается своей супруги. Пастырь переживает крайне тяжелое состояние. Смерть – это самая окончательная и самая большая утрата. Наставник овец Божиих призывается стать также и наставником самому себе. Если он справится и вознесет Вышнему во Троице Господу хвалу «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» и исповедует славословие истинному Богу, священство Которого он постоянно несет, разве возможно чтобы Всевышний оставил его без утешения? Чему учил наставник Христов в подобных трагических ситуациях свое стадо? Мы знаем бесчисленные примеры скорбящих людей, которые получили невероятную поддержку через утешение свыше во Святой Троице. Разве возможно чтобы пастырь не был утешен как утешаются чада его? Благочестивые православные христиане, и в особенности служители Святого во Троице Бога, знают, что опыт смерти и Воскресения, крестовоскресный опыт не дается случайно верующим и священникам. Господь наш, поднявший на Кресте все грехи всех людей, пережил всю глубину, высоту, всю длину и ширь человеческой боли и смерти. Пережил все измерения человеческой боли, которая по большей части происходит от греха или от борьбы с ним.

    Как может служитель Всевышнего, пройдя такую длительную подготовку к священству, накопив такой опыт окормления духовных чад, которые, как он знает, получили утешение от самого Христа и Богородицы, впасть в депрессию, тогда как во время каждой совершаемой им Божественной литургии он смиренно участвует в смерти и Воскресении нашего Господа. Разумеется, все священнослужители не совершают таинство Божественной литургии механически и формально, за исключением, пожалуй, редчайших случаев.

    Апостол Павел говорит во 2-ом Послании к Коринфянам, что его удостоил Бог подняться до третьего неба. Он видел красоты рая и слышал небесные слова, которые не мог описать в земной реальности. Тем не менее, Господь не избавлял его от тяжкой болезни, которой он страдал. «Ангел сатаны» мучил его невероятно. «Довольно для тебя благодати Моей», - говорил ему Христос. «Сила Моя совершается в немощи». Теперь, когда ты тяжело болен и страдаешь, всякий понимает, что ты любишь меня. Ты проповедуешь имя мое всем народам и не прекращаешь своих бесконечных святоапостольских странствий. Господь не мог бы дарить своему избранному апостолу только небесный опыт: Дано мне жало в плоть, ангел сатаны, -

    говорит Павел, - удручать меня, чтоб я не превозносился. (2Кор.12:7). Самонадеянность – это главная причина падения первозданных людей и впоследствии всего человеческого рода.

    Мы, живущие в миру, – очень слабые люди, и само собой разумеется, что невозможно провести параллель между нашей жизнью и жизнью божественного, небодостойного апостола Павла. Однако и «тяжкое» вдовство священнослужителя – это дар Бога, желающего утвердить его как истинного пастыря, который через собственные весомые крестные тяготы станет чувствительнее к проблемам своего стада. Его боль, его крест и крестные страдания, а также проблемы его детей, расширяют его разум, углубляют сердце и приводят его к истинному, христоразумному общению с его прихожанами, с духовными чадами, приближая его богочеловеческим образом к нуждам современных многостраждущих людей.

    Каждый действующий служитель вел духовную во Христе борьбу чтобы сохранять себя незапятнанным грехом. Это значит, что он закален в постоянных битвах, которые делают его уравновешенным человеком и наставником во Христе. Он знает механизмы дьявола и в своем крайнем смирении обладает необходимым мужеством чтобы поднять больных и утешить помраченных и потерпевших крушение под суровым натиском лукавого.

    Похвала Святому во Троице Богу во вдовстве

    В какой-то момент достаточно славить Вышнего во Троице Бога за то что Он все так устраивает в его жизни, что и в первых рядах многостраждущих он остается частью общества, и как служитель проживает Божественную литургию как Крест и Воскресение. В Царствие Небесное первым отправился любимейший член семьи священника, усопшая матушка, и к ней теперь обращены взгляды всей священнической семьи.

    Где тут место мыслям о втором браке? Святой Иоанн Златоуст побуждает овдовевших мирян воспользоваться шансом, который открывает им Господь – небесной возможностью девственной жизни, приближающейся к краю небесной торжествующей Церкви.

    Сира и вдову приимет

    Что же касается детей, то они, будучи совершенно невинными, поддерживаются самим Христом в каждом их шаге по молитвам их вдовствующего отца-священника, который непрерывно поминает их на святой проскомидии, а также, разумеется, и преставившаяся усопшая матушка поминает их в небесной торжествующей Церкви. «Сира и вдову приимет и путь грешных погубит» (Псалом 145:9).

    Бог истребит, как говорит автор псалма, всякое ухищрение грешных, так как уже взял на себя заботу о вдовствующем супруге и о детях сам наш Создатель. Иными словами, Он не оставит осиротевших детей священника. И без другой женщины в доме благодать Божия укрепит их, чтобы они смогли вырасти и развить все свои телесные и душевные силы. И если эти дети, по попущению или благоволению Божиему, приняли крест, разве не переживут они и воскресение, как Христос после Креста?

    Древние греки говорили, что за одним злом следуют и другие. Действительно, неисчислимы испытания вдовствующего отца-священника и проблемы возникающие когда семья и особенно дети лишаются матери. Мать – незаменима. Поэтому даже если предположить что священнослужителю разрешен второй брак, разве лучше было бы положение в священнической семье с мачехой? Всечеловеческий опыт демонстрирует минимальные шансы на гармоничную семейную жизнь с мачехой.

    Мы скромно заключаем из нашего опыта, что подобные упомянутым выше испытаниям вдовствующих священников и их детей испытывает и не проживающий вместе или разведенный с женой священнослужитель. Однако испытание разведенного священника является еще более болезненным, так как отвержение его со стороны супруги по человеческим меркам невыносимо. Но то что в его жизни и для его детей есть утешение Христа, не подлежит сомнению.

    Если проблема вдовствующих и разведенных священников не будет рассматриваться с точки зрения благодатной силы, которой в течение двадцати веков следует наше святое Православие, любая другая якобы «икономия» в отношении пастыря Церкви будет ударом по лицу его и насилием над его душой и телом. В то время как Христос и Матерь-Церковь желают тайно, смиренно и неслышно соделать его воспарившим орлом, приходит бездушный административный орган и обрезает ему крылья, превращая его в пресмыкающееся или беспозвоночного водного моллюска.

    История второго брака начинается в 1923 г.

    Недавно был опубликован хорошо обоснованный научно-богословский текст протопресвитера проф. Феодора Зисиса, почетного преподавателя Богословского факультета университета Аристотеля в Салониках о втором браке вдовствующих священников и о критском «Соборе».

    Приводится вся история вопроса, начиная с «Всеправославного конгресса Константинополя» 1923 года, где при участии ограниченного числа поместных церквей был разрешен второй брак в случае смерти супруги для вдовствующих священников и дьяконов «так как это не противоречит духу Евангельского учения». За этим следовали различные другие конгрессы, время от времени высказывались мнения архиереев и преподавателей. Итогом всей этой работы стало решение критского «Собора» (2016 г. – прим.пер.) относительно второго брака, которое прежде гласило: «Священство согласно действующему каноническому преданию (3-е правило Пято-шестого Трулльского Собора) является препятствием к заключению брака», а затем неизвестно чьей рукой было исправлено на следующее «Священство само по себе не является препятствием к браку, но согласно действующему каноническому преданию (3-е правило Пято-шестого Трулльского Собора), после хиротонии вступление в брак запрещается». Будем надеяться, что эта формулировка не будет использована кем-либо дабы обойти четкие указания Священных правил, которые мы цитируем ниже.

    Священные правила

    Святые правила святых и всепочитаемых Апостолов.

    Правило 17

    Кто по святом крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел, тот не может быть епископ, ни пресвитер, ни диакон, ни вообще в списке священного чина.

    Правило 12 Василия Великого.

    Двоеженцам правилом совершенно возбранено быть служителями Церкви.

    Правила Пято-шестого Трулльского Святого и Вселенского Собора

    Правило 3

    Поелику благочестивый и христолюбивый царь наш предложил сему святому и вселенскому собору, чтобы счисляющихся в клире, и другим божественная преподающих, представити чистыми и непорочными служителями, и достойными мысленныя жертвы Великаго Бога, Который есть и жертва и Архиерей, и очистити от скверны, прильнувшия к ним от незаконных браков: и как по сему предмету принадлежащие к святейшей римской церкви предлагали наблюдати строгое правило, а подвластные престолу сего богохранимаго и царствующаго града, правило человеколюбия и снисхождения: то мы, отечески и вместе богоугодно совокупив то и другое во едино, да не оставим ни кротости слабою, ни строгости жестокою, особенно при таких обстоятельствах, когда грехопадение, по неведению, простирается на немалое число людей, согласно определяем, чтобы связавшиеся вторым браком, и, даже до пятагонадесять дня протекшего месяца ианнуариа, минувшаго четвертаго индикта, шесть тысяч сто девяносто девятаго года, остававшиеся в порабощении греху, и не восхотевшие истрезвитися от него, подлежали каноническому извержению из своего чина. Что же касается до тех, которые, хотя впали в таковый грех второбрачия, однако прежде сего нашего определения полезное познали, и зло от себя отсекли, и несвойственное и незаконное совокупление далече отринули, или у которых жены второго брака уже умерли, и которые притом воззрели ко обращению, вновь поучаясь целомудрию, и от прежних своих беззаконий вскоре отвергнув, пресвитеры ли то, или диаконы: о таковых разсуждено, да удержатся от всякого священнаго служения, или действования, пребывая под епитимиею некоторое определенное время, а честию седалища и стояния да пользуются, довольствуясь председанием, и плача пред Господом, да простит им грех неведения. Ибо несообразно было бы благословляти другаго тому, кто должен врачевати свои собственные язвы. Сочетавшихся же с единою женою, аще поятая ими была вдовица, подобно и тех, которые, по рукоположении, приобщились единому браку, то есть, пресвитеров, диаконов и иподиаконов, по устранении от священнослужения на некое краткое время и по епитимии, паки возстановляти на свойственные им степени, с возбранением возводити их на иный высший степень, и притом, явно, по расторжении неправильнаго сожития. Но сие постановили мы для тех, которые, как сказано, до пятагонадесять дня месяца ианнуариа четвертаго индикта, обличены в вышеозначенных винах, и токмо для священных лиц: отныне же определяем и возобновляем правило, которое гласит: кто по крещении двумя браками обязан был, или наложницу имел: тот не может быти епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ниже вообще в списке священнаго чина. Такожде взявший в супружество вдову, или отверженную от супружества, или блудницу, или рабыню или позорищную, не может быти епископом, ни пресвитером, ни диаконом, ниже вообще в списке священнаго чина.

    Правило 6

    Понеже речено в Апостольских правилах, яко из производимых в клир безбрачных, токмо чтецы и певцы могут вступати в брак: то и мы, соблюдая сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ними рукоположения, вступати в брачное сожительство: аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен. Но аще кто из поступающих в клир восхощет сочетаться с женою, по закону брака: таковый да творит сие прежде рукоположения во иподиакона, или в диакона, или во пресвитера.

    Выводы

    Вопрос брака священников – это не процедурное дело, которое обычно должно предшествовать таинству рукоположения в диакона а затем в пресвитера. Глубоко в сознании нашего православного греческого народа, да и всех православных на земле, отпечатана уверенность в том что есть один брак, единственный муж и единственная жена, и исключительно они, эти двое супругов, продолжают дело творения. Мужчину (одного) и женщину (одну) сотворил Бог (в чем заверяет нас Ветхий Завет) и только их двоих благословил он и сподвиг на дело совместного творения, дав им четыре заповеди: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею.

    Эти четыре повеления, как божественные благословения, отменяют смертность людей после их ослушания и направляют во Христе сочетавшихся супругов к несущему надежду ожидаемому событию участия рода человеческого в Воскресении Христовом.

    Единственный супруг и к тому же священник олицетворяет нашего Господа Иисуса Христа как главу тела Христова, а его единственная жена - Церковь, которая должна подчиняться блаженной главе – Христу.

    Неприемлемое решение Вселенского Патриархата о втором браке духовенства разрушает все богословие, всю вытекающую из него антропологию, всю православную экклезиологию в отношении брака. Оно юридически узаконивает особые отношения не только с единственной супругой, но и с другими. Наше Святое Православие чтит один брак двух православных супругов, а второй и третий брак считается икономией или благовидной проституцией.

    Это преобладание мирской скоротечной морали способствует «назначению» низкоквалифицированных попов в отсутствие экклезиологических предпосылок, подавленных современной депрессивной повседневностью, без надежды на вечную во Святой Троице жизнь, без дыхания переплетенного и соединенного с наполенными силой Христовой пятью словами молитвы: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя».

    К счастью, христоименитая полнота Православной Церкви оказывает сопротивление, сохраняя и проявляя разными способами свою здоровую благочестивую реакцию.

    Архимандрит Сарантис Саранду

    aktines.blogspot.com

    Смотри также:

    Архимандрит Кирилл Костопулос. О втором браке духовенства
    Апостольские предписания явным образом предусматривают, что священник должен быть «мужем одной жены, однобрачным».

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.