• Балканы, Афон, Константинополь
  • Опасения и озабоченность по поводу содержания послания митр. Навпактского к Священному Синоду Элладской Церкви по украинскому вопросу

    AgionOros.ru предлагает вниманию читателей статью известного греческого богослова Димитрия Анагносту.

        

    Мы прочитали опубликованное в сети интернет послание митрополита Навпактского г-на Иерофея (Влахоса) к Священному Синоду Элладской Православной Церкви по украинскому вопросу от 4 апреля сего (2019) года. Нравственность, честность (по крайней мере, до сих пор) и научный авторитет автора не подлежат сомнению.

    Однако, учитывая сложность, серьезность и масштабы (чуть ли не катастрофические) данного конкретного вопроса, содержание вышеупомянутого послания вызывает серьезную обеспокоенность в отношении позиции, которую занимает митрополит.

    В настоящее время мы ограничимся изложением некоторых конкретных пунктов письма (есть и другие спорные моменты), которые представляют собой неоправданное игнорирование и пренебрежение объективной реальностью и важными для дела данными.

    В частности:

    Митрополит Иерофей необоснованно и, можно сказать, вызывающим образом умалчивает о том, что в данном случае отсутствует основополагающее и обязательное каноническое условие объявления об автокефалии православной церкви Украины Вселенским Патриархатом в Константинополе, а именно подача соответствующего заявления и демонстрация такого желания со стороны самой Церкви!

    Дело в том, что одно дело – каноническая юрисдикция Вселенского Патриархата и осуществление его полномочий в ее рамках, и совсем другое – его вмешательство и навязывание своего собственного желания и решения под предлогом рассмотрения обращения и желания неких «внеинституциональных» или «третьих» лиц (раскольников и государства) относительно поместной Церкви Украины.

    При этом сам владыка Иерофей говорит о том, что предоставление [автокефалии – прим.пер.] происходит всегда «после заявления» от заинтересованной Церкви! И, конечно, не от отделенных от нее раскольников или государственной власти. Кроме того, г-н Иерофей полностью игнорирует тот факт, что до сегодняшнего дня ни одна из Поместных Православных Церквей (Патриархатов или Автокефальных Церквей) не признала автокефальную православную церковь Украины в качестве канонической, а значит, и соответствующее решение Вселенского Патриархата.

    Также игнорируется то, что никто не участвовал в хотя бы «совместном» решении с Константинопольским Патриархом, который единолично с состоящим при нем Синодом «принял решение» об этой автокефалии. То есть не произошло хотя бы нечто подобное тому, что происходило в случае с автокефалией Элладской Церкви. В том случае (который, кстати, упоминает и сам Вселенский Патриарх) он «решил совместно» вместе с пятью бывшими Константинопольскими патриархами, а также с патриархом Иерусалимским!

    Соответствующее предложение автора (приведенное в заключение его послания) в котором содержится рекомендация Элладской Церкви, чтобы она приняла решение Константинопольского Патриархата, а значит, признала, несмотря на вышесказанное, по сути антиканоничное (как по формальным, так и по сущностным причинам) провозглашение автокефальной православной церкви Украины (без участия местной канонической Церкви), является, очевидно, необоснованным, а потому самовольным произволом.

    Остается прокомментировать дополнение к предложению митрополита Иерофея Влахоса относительно того, что все апелляции и возражения должны быть представлены на Вселенском Соборе, который будет созван в будущем: по сути, речь идет о том чтобы отложить существующие опасения и возражения в долгий ящик!

    Обращает на себя внимание и то, что г-н Иерофей обходит, или, вернее, пытается обойти другую важную проблему – антиканоничное признание Вселенским Патриархатом без канонического восстановления целого ряда саморукоположенных, канонически низложенных и отлученных «архиереев», которые вошли в состав Синода «автокефальной Православной церкви Украины», «не замочив ног»!

    Совершенно очевидно, что второе предложение владыки Иерофея, заключающееся в том чтобы Элладская Церковь всего лишь обратилась с соответствующим вопросом относительно вышеизложенного к Вселенскому Патриархату, является условностью или даже провокацией. Удивительно и печально читать такое в свете предложений митрополита Навпактского, тогда как уже опубликованы все имеющие отношение к делу данные, а также и позиция Патриархата по их поводу, которая является какой угодно, но только не канонической и удовлетворительной.

    В этом отношении характерны и показательны позиции архиепископа Албанского Анастасия, митрополита Онуфрия (Украинская Православная Церковь), Патриарха Сербского Иринея, а также, соответственно, и предоставленные прямо или косвенно ответы на них Константинопольского Патриархата.

    Завершая это краткое обращение, мы вновь выражаем сожаление о том, что митрополит Навпактский взял на себя инициативу опубликовать это послание прежде соответствующего совещания и обсуждения иерархами данной темы, тем самым, видимо, повлияв отрицательным образом на достижение канонического решения по этой важнейшей проблеме.

    Более того, таким образом осуществляется (намеренно или ненамеренно) опасный маневр, отвлекающий от всего того что канонически обоснованно (а не из личных соображений, эмоций и предрассудков) единогласно высказали Предстоятели Патриархатов и Автокефальных Церквей, Митрополиты Элладской Церкви и другие клирики и миряне-богословы по всему миру.

    Между прочим, стоит упомянуть о том, что нас разочаровала отсылка митрополита Навпактского к печально известному и весьма проблематичному с православной точки зрения Критскому «Собору», о котором он, к сожалению, в последнее время часто высказывает неоднозначные суждения перед православными людьми (как, например, произошло недавно, когда он отвечал на вопрос верующего во время своей речи в Митрополии Коринфской).

    Такие попытки косвенным, но явным образом оправдать антиканоничность и амнистировать или игнорировать ложное учение в конечном счете не только не помогают защитить мир и единство в Боге, но и вместе с тем глубоко смущают и в дальнейшем разочаровывают пребывающих в беспокойстве и растерянности верующих.

    Димитрий Анагносту

    Источник: http://aktines.blogspot.com/2019/04/blog-post_86.html

    Смотри также:

    Митрополит Кифирский Серафим: Признание автокефалии Украины породило каноническую проблему с непредсказуемыми последствиями
    Митрополит Кифирский Серафим (Элладская Православная Церковь): Признание автокефалии Украины во главе с Предстоятелем, до вчерашнего времени раскольническим епископом, породило серьезную каноническую проблему с непредсказуемыми последствиями для неразрывного единства Православной Церкви...

    Ликургос Нанис. Ликургос Нанис: «Краткий комментарий по поводу позиции Элладской Церкви в связи с украинским вопросом»
    AgionOros.ru продолжает следить за реакцией греческой прессы и блогосферы на ситуацию с украинской автокефалией. Подавляющее большинство авторов не поддерживает действия Константинопольского патриархата.

    Панайотис Бумис: «Основные канонические принципы разрешения украинской проблемы»
    AgionOros.ru публикует основные положения статьи почетного профессора Афинского университета и признанного специалиста в области канонического права Панайотиса Бумиса.

    Патриарх Варфоломей – это угроза православному Востоку!
    AgionOros.ru публикует статью из свежего номера греческой православной газеты «Ортодоксос Типос». Автор - известный богослов и публицист Димитриос Анагносту.

    Йоргос Папафанасопулос. Йоргос Папафанасопулос: «Вселенский патриархат оказался в сложной ситуации»
    Ожидания Вселенского патриарха и состоящего при нем синода, что к их решению присоединятся и другие поместные православные церкви, пока что не оправдались.

    Афанасий Зоитакис. Восприятие современной политики Фанара в греческом обществе
    Константинополь последовательно пытается склонить греческую иерархию на свою сторону.

    Василики Ралли. Лесбосские мученики

    Эта необычная книга написана простой греческой женщиной – непосредственным участником удивительных событий, происходивших во второй половине двадцатого века на Карейской горе острова Лесбос: сны, видения и сверхъестественные явления отняли покой местных жителей и насторожили священноначалие, ибо Бог избрал необычный способ, чтобы явить миру Своих неизвестных святых – Святых новомучеников Рафаила, Николая и Ирину, пользующихся необыкновенным почитанием верующих во всём православном греческом мире.