• Балканы, Афон, Константинополь
  • Протестантизм и Православие на Балканах.
    Часть I. Протестантская экспансия на Востоке

    Еще с периода латинского господства (Четвертый Крестовый поход) католики распространили свое влияние на многие населенные греками территории, так что в некоторых областях составили преобладающую часть их населения (Кикладские острова, Ионические острова, Хиос).

    Дворец Магистра, остров Родос
    Дворец Магистра, остров Родос
    Папская пропаганда

    Декларируемые католиками и униатами «дружеские отношения» православных и латинян в годы османского владычества в большинстве случаев были не более чем мифом и обуславливались внешним давлением завоевателей на православное население контролируемых ими регионов. Об этом свидетельствует резкий отток от унии при любом ослаблении латинского господства.

    Тем не менее, некоторое влияние католицизма на православное сознание несомненно имел место, чему способствовала пассивная, а зачастую соглашательская позиция значительной части высшего духовенства. Показателен случай православного митрополита Севастийского Иосифа (XVIII столетие), который своим указом поручил духовное окормление населения и ведение среди него миссии католическим монахам из ордена капуцинов!

    Катакомбы ордена капуцинов
    Катакомбы ордена капуцинов
    К началу Греческой революции 1821 года населявшие греческие земли католики были хорошо организованы и пользовались значительной зарубежной (прежде всего французской) поддержкой. Главным орудием миссионерской деятельности латинян в этот период продолжали оставаться школы.

    В годы революции греческие католики сохранили нейтралитет, что позволило им добиться более снисходительного отношения со стороны османских властей и получить определенные преференции для своей прозелитской деятельности на территории Балкан и Восточных патриархатов.

    Что касается территории самой освобожденной Греции, здесь католики в соответствии с третьим протоколом Лондонской конференции (3 февраля 1830 года) получили прямое покровительство со стороны властей нового государства. Им гарантировалась полная свобода вероисповедания и сохранение всех существовавших раннее привилегий. Католики предоставили доступ ко всем государственным постам и гарантировали полное равноправие с другими гражданами Греческого государства. Решение конференции было формально подтверждено 10 апреля 1830 года греческим Сенатом.

    Греческий король Оттон (Вительсбах)
    Греческий король Оттон (Вительсбах)
    С приходом к власти нового греческого короля Отто Вительсбаха (ревностного католика) Латинская Церковь и контролируемые ей учебные заведения были формально поставлены под контроль государства (Указ 3-4-1833). На деле этот контроль оказался лишь усилением государственного покровительства и помощи. После ухода короля Оттона было принято несколько законопроектов, декларировавших ограничение прав католиков, но на деле они продолжали пользоваться полным покровительством и защитой со стороны государства.

    Протестантская экспансия на Востоке

    Девятнадцатый век стал временем новой встречи православия и протестантизма. Окончание наполеоновских войн и восстановление порядка в Средиземноморье облегчили прозелитическую деятельность «англоамериканцев» (как греки называли всех без исключения протестантских миссионеров), опиравшихся на поддержку и покровительство западных держав. Помимо Балкан их основными плацдармами стали территория Константинопольского и Иерусалимского патриархатов, и особенно Кипрской архиепископии. На этом острове протестантская миссия действовала под покровительством английских колонизаторов.

    Протестантская миссия имела характер хорошо организованной кампании. Во многом она была плодом мощного пробуждения англо-американского методистского протестантизма второй половины XVIII столетия, противостоявшего «скептицизму, рационализму и догматизму». Пришествие протестантских миссионеров на Восток с самого начала представляло собой хорошо организованную попытку по «христианизации» и «окультуриванию» православного мира и прививки ему господствующих в английском и американском обществе религиозных, культурных и политических идеалов.

    Протестантские миссионеры
    Протестантские миссионеры
    Миссионеры имели огромную финансовые возможности, а планы их действий разрабатывались на уровне высшего руководства различных течений протестантизма. При этом кальвинисты, лютеране, англикане и другие протестантские течения не соперничали друг с другом а выступили в своей миссионерской деятельности единым фронтом.

    Деятельность миссионеров основывалась на четких и единых идеологических установках и очевидных предубеждениях западного мира к восточному Православию. Оценивая положение дел сквозь призму своего мировоззрения, они полагали, что Православная Церковь погружена во мрак предрассудков, невежества и “византизма”, иными словами, навязчивого традиционализма и духовной спячки. На православных, сохранявших верность своему церковному преданию, они смотрели как на язычников. Особенно непонятно для них было восточное богослужение, которое они описывали как излишне театрализованное и невежественное. Во всем в жизни православных они видели искажение древнего христианства, которое, естественно, отождествляли со своими собственными Церквями.

    Особое отвращение протестантские миссионеры испытывали к народному благочестию, которое оценивали как откровенное язычество и мракобесие. Прежде всего их отвращало почитание святых, которое казалось им проявлением высшей степени невежества. Полной предрассудками они полагали и учебную программу греческих школ, а греко-православный клир называли "безграмотнейшим".

    Миссионеры полагали, что греки находятся в глубочайшем упадке не только в церковном, но и в культурном отношении. В вину им вменялось отсутствие хороших манер (в частности, варварством они называли их непосредственность и искренность).

    Протестантские миссионеры
    Протестантские миссионеры
    Именно поэтому они считали себя “спасителями Востока”, и не только верили в это сами, но и постоянно об этом заявляли. Путешественник Эмерсон хвалил миссионеров за то, что они пришли в Грецию, чтобы “улучшить моральное состояние” ее жителей. Большинство протестантских миссионеров искренне верило, что лишь только одна (их собственная) вера является истинной. При этом они игнорировали (да и не знали) глубину православной традиции, действуя так, словно проповедуют среди аборигенов Полинезии или Новой Зеландии, без всякого уважения к грекам и их традициям.

    Религиозные задачи протестантских миссионеров шли рука об руку с интересами западной политики на Востоке. Они всегда оставались послами своих национальных интересов и были проводниками государственной политики своих стран (зачастую наряду с миссионерской деятельностью сочетаю тайную (шпионскую) или явную (дипломатическую) активность. Вестернизация Востока могла способствовать и использованию этого региона в политико-экономических целях. По словам оного из американских миссионеров «проповедь Евангелия была одновременной пропагандой американского взгляда на мир и образа жизни».

    Приоритетное внимание представители всех протестантских течений уделили пропагандистской деятельности в сфере образования. Основание и курирование школ для греков было основополагающим элементом их программы. «Протестантские школы столь много дают для успеха нашей цели, что, я надеюсь, вскоре мы увидим Малую Азию и Грецию, покрытыми сетью учебных заведений», - писал миссионер Б . Баркер.

    Каталог публикаций общества Tract society
    Каталог публикаций общества Tract society
    Протестанты впервые переносят на Восток и институт катехизаторских (воскресных) школ. Первая из них была основана на греческом острове Керкира (Корфу) в 1825 году. С появлением подобных учебных заведений вводился вид «катехизации», далекий от православной традиции: вера рассматривалась как нравственная категория, а спасение человека - как путь индивидуального морального совершенствования. Кроме того, проповедь и катехизация переносились из храмов в аудитории и отрывались от литургической жизни Церкви (что также было нонсенсом для Православия).

    Все без исключения миссионеры наряду с общеобразовательными учреждениями обязательно курировали и воскресные школы, чтобы иметь возможность на легкую и беспрепятственную религиозную пропаганду. Стоит отметить, что ее успеху способствовала и жажда греков к религиозному просвещению, сочетавшаяся с невежеством некоторых представителей духовенства. По свидетельству миссионера Ливза православные клирики Керкиры сами приводили учеников греческих государственных учебных заведений в протестантские катехизаторские школы.

    Деятельность миссионеров была тесно связана с печатью и выпуском различны брошюр и книг. Католическая литература стала появляться в греческих землях еще в период турецкого владычества, а пик публикации протестантских изданий пришелся на XIX столетие. Все без исключения западные миссионеры пользовались простым, понятным народу (разговорным, а не книжным) языком.

    Современная штаб-квартира Tract society
    Современная штаб-квартира Tract society
    После лихих годин греческой революции особо остро на Востоке стоял вопрос с нехваткой учебной литературы. Этот вакуум и постарались прежде всего восполнить протестантские миссионеры. Для перевода и распространения религиозной и учебной литературы в 1799 году в Лондоне было основано общество Tract Society. В декабре 1824 года аналогичная организация появилась и на острове Керкира.

    Особо отличились на стезе перевода миссионеры Вилсон и Лоундес. Для реализации издательской программы была создана сеть типографий. К 1830 году на острове Мальта существовало три издательских центра (Church Missionary Society, London Missionary Society и американской А.В.С.F.М.) Одна только последняя организация за семь лет (в период с июля 1822 по 31 декабря 1829) издала 180.650 книг на новогреческом. На территории независимого греческого государства действовало еще несколько типографий, крупнейшие из которых были на острове Сирос и в городе Пирей.

    Образец детской миссионерской литературы
    Образец детской миссионерской литературы
    Издания протестантских проповедников имели большое разнообразие и покрывали все потребности их миссии. Это были книги: а) показывающие заблуждения православных (например: «Опасность язычества» - о вреде поклонения иконам, «Послание к греческому священству и народу» - о необходимости церковной реформы в протестантском духе) б) свидетельствующие о сути христианства в) учебная литература (азбуки, пособия по истории Церкви, Греции, Средневековья, географические учебники) и г) книги морально-назидательного характера («Советы детям», «Добрые детки проверьте себя» и т.д.). Параллельно существовала особая категория изданий, имевшая прямое отношение к учащейся молодежи. Речь идет о книгах “Гимнов и песен”. Они использовались как в общеобразовательных учебных заведениях, так и в воскресных школах и издавались огромными тиражами. С помощью подобных «песен» протестанты добивались повсеместного распространения в легко усвояемой музыкальной форме важнейших положений своего вероучения. Кроме того, протестантские песнопения были призваны вытеснить и дискредитировать византийскую музыкальную традицию монофонического пения.

    Афанасий Зоитакис

    Смотри также:

    Афанасий Зоитакис. Протестантизм и православие на Балканах. Часть II. Элладская Церковь и вызов протестантизма
    Особенностью ситуации на Балканах стало активное сотрудничество носителей идей Просвещения и западных миссионеров. При этом первые способствовали перестройке освобожденных из под Османского ига государств на “западный лад”, а вторые сосредоточили свою деятельность на европеизации религиозного и социального сознания народа. Также они развернули активную совместную антимонашескую пропаганду и стали вдохновителями государственной политики секуляризации монастырских земель и закрытия православных обителей. Их конечной целью при этом было отделение системы образования от Церкви (монастыри на Балканах всегда были оплотами просвещения) и как следствие отрыв народа от мистико-аскетической традиции Православия.

    Афанасий Зоитакис. Протестантизм и православие на Балканах. Часть III. Ответ на вызов протестантизма
    Первой реакцией Церкви на возросшую активность протестантских миссионеров стала энциклика Вселенского патриарха Григория V против переводов «лютерокальвинистских» миссионеров, опубликованная в 1806 году.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.