• Балканы, Афон, Константинополь
  • Светлые берега Афона

    О своих впечатлениях от поездки на Святую Гору рассказывают настоятель и прихожане храма прп. Марона Пустынника Сирийского

    "Афон не место, а путь" - так говорят святогорцы.

    Рассказ о наших путях-дорогах на Святой Горе предварим небольшой исторической справкой.

    Святой Горой Афон называется восточная часть греческого полуострова Халкидики, омываемая водами Эгейского моря. Он имеет длину 57 км, ширину от 8 до 12 км и занимает площадь в 332 кв. км. Горный хребет полуострова, имея у перешейка, которым он соединяется с греческой провинцией Македония, незначительную высоту, далее постепенно поднимается вверх, и заканчивается горным пиком высотой 2033 м. Это и есть гора Афон (по-гречески А́фос), давшая название всему полуострову.

    Христианская история Афона начинается с благочестивого предания, согласно которому Божия Матерь и Евангелист Иоанн плыли в гости к Лазарю, первому Кипрскому епископу, тому самому, которого некогда воскресил сам Иисус Христос, и недалеко от Афона их корабль попал в бурю. Волны вынесли Деву Марию и ее спутника на берег неподалеку от того места, где сейчас находится монастырь Ивирон. Восхищенная красотой места, Божия Матерь попросила у Сына своего, чтобы он даровал ей этот край во владение. И с неба тотчас раздался голос: «Да будет место сие Твоим наследием и уделом и раем, а также спасительной гаванью для ищущих спасения».

    Что касается развития монашества на Афоне, то монастырей в разное время здесь было множество – в XI в., например, здесь насчитывали до 180 обителей. Однако большинство из них представляли собой скиты, а не монастыри в современном понимании этого слова. Официально Афон провозглашается местом монашества в 883 году импрераторским указом (хрисовулом) императора Василия I. Император освобождал живущих на Афоне монахов от уплаты налогов на обрабатываемые имим земли и запрещал жителям окрестных селений пасти скот на территории Афона. Древнейший из дошедших до нас монастырей – это Великая Лавра, основанная преподобным Афанасием в 963 году. Она же стала одним из первых общежительных монастырей на Святой Горе (до этого большинство монастырей было особножительными, то есть монахи жили как бы каждый по себе, вне организации, собираясь лишь в общий храм на службы). К X в. относится также основание других крупных монастырей: Ватопеда, Ивирона, Дохиара, Филофея, Ксенофонта.

    С самого начала монастыри здесь были не только греческими. Об этом, в частности, напоминает название монастыря Ивирон, которое отсылает нас к его создателям, монахам-грузинам. В XII в. Афон переживает целое «нашествие иноплеменных» - сюда приходят русские, грузинские, сербские и даже латинские монахи, исповедующие православие. Монастырей стало так много, что особым указом было решено ограничить их число. Суровым выдался для Афона XIII в., период власти латинян. Именно тогда католики организовали преследования святогорских монахов, вплоть до убийств – деяния, которые и сейчас являются одним из важнейших аргументов для противников примирения Константинопольского Патриархата со Святым Престолом. Следующие два века стали для Афона периодом расцвета, и ему удалось с императорской поддержкой, а также благодаря дарам сербских владык поправить тот ущерб, который раньше был нанесен его монастырям пиратами и латинянами.

    Однако в 1453 г., после падения Константинополя, Афон переходит под власть турецких владык. Впрочем, немедленное признание новой власти помогло монастырям сохранить свое имущество и получить от турецких властей особый статус для Афона как «места, где днем и ночью славится имя Бога» и «убежища для бедных и иноземцев». Кстати, что касается этого последнего статуса, то в тяжелые для греческого народа годы монахи-агиориты по доброй воле из христианской любви нарушили свой душевный покой, а заодно – и золотую буллу Алексея I Комнина, изданную еще в XI в., по которой ни одна женщина не могла пребывать на Афоне, и многие женщины спасались от турок именно здесь. Однако роль Афона в поддержке греческого народа и его самосознания не ограничивалась только предоставлением убежища. Именно здесь была сохранена греческая ученость, отсюда выходили пламенные проповедники истинной веры. Именно здесь было организовано первое высшее учебное заведение Новой Греции – «Афонская Академия», еще задолго до того, как сама Новая Греция появилась на карте мира. И именно на Афоне заработала первая греческая типография. Наконец, во время Освободительного движения 1821 г. многие монахи оставили свои обители и примкнули к восставшим соотечественникам с оружием в руках.

    На Святой Горе в настоящий момент действуют 20 монастырей. Это число постоянно, и в соответствии с Уставной Хартией Святой Горы, учреждение двадцать первого монастыря запрещено. В случае если монахов будет столько, что места для проживания им не хватит, они должны будут поселяться в отдельно стоящих скитах, кельях и т.д. Монастыри владеют территорией, которая по их числу разделена на 20 участков. Этим 20 монастырям принадлежат также все монашеские поселения, находящиеся на Афоне. Только Карея, где проживают власти монашеской республики, сохраняет свою независимость от всех монастырей. Монастыри находятся на самоуправлении, так как не подчиняются непосредственно какой-либо церковной власти, кроме Константинопольского Патриархата, да и от него сохраняется только духовная зависимость.

    И вот наступил такой долгожданный первый день нашего паломничества (29 апреля 2012 года). Мы прилетели в аэропорт города Салоники в 14:00 по местному времени. В аэропорту нас встретил понтийский грек Феликс родом из Грузии. В начале 90-х он гонял автомобили в Россию из Европы, но потом это стало опасно. Решил перебраться с родственниками на Кипр, а оттуда в Грецию.

    Погрузились в желтый микроавтобус и первым делом в Салониках посетили храм Димитрия Солунского, а затем направились в храм, где покоятся мощи Григория Паламы – попасть не удалось, перерыв до вечера.

    Далее наш путь в Уранополис пролегал через два монастыря: Суроти и Святой Анастасии. Женский монастырь Суроти находится в очень живописном месте на возвышении. Здесь похоронен известный афонский старец Паисий. Очередь из греческих паломников к его могилке выросла на глазах. Вмести с ними и мы кратко помолились и приложились к кресту на его могилке рядом с храмом.

    Следующая остановка монастырь Святой Анастасии Узорешительницы, который был заложен в IX веке на месте, где она жила и проповедовала в последний период своей жизни. К возвышенности монастыря ведет горный серпантин. Здесь хранятся переданные из Константинополя её честная глава и правая стопа. К сожалению, поклониться мощам святой Анастасии нам не удалось, поскольку накануне они были украдены из монастыря.

    Через час езды мы уже в Уранополисе, разместились в прибрежном отеле и сразу направились на пляж купаться. Вода холодная, градусов 18, несмотря на это силы после моря восстановились. А потом был ужин с морепродуктами в местном рыбном ресторане и вечерний променад на закате дня. В отеле за чаем обсудили план пребывания на Афоне.

    День второй (30 апреля). Подъем в 7 утра и получение диамонтирионов в конторке на берегу. Этот документ дает право пребывания на Афоне в течение четырех дней и стоит 25 евро. Плотный завтрак в отеле: яйца, творог, персики и кофе. До отправления парома успели закупить все необходимое: батарейки, путеводитель, карты и билеты на сам паром.

    Паром "Агиос Пантелеимон" отплывает из Уранополиса в порт Дафни в 9:45 с остановками во всех монастырях, находящихся на южном побережье полуострова. При входе проверяют паспорт и диамонтирион. Первая остановка в 10:30 у пристани Хиландара, сербского монастыря. Здесь сошло много сербов: чемоданы-рюкзаки загрузили в военный грузовик, а сами сели в автобус – сам монастырь находится в глубине материка. Далее остановка у пристани Зограф, Костамонит, Дохиар, Ксенофонт.

    Около 12:00 высаживаемся у монастыря Святого Пантелеимона. На пирсе нам встретился отец Александр (Торик), автор знаменитой трилогии про отца Флавиана. У нашего монастыря народу вышло поменьше, чем в Хиландаре. Первым делом направляемся в архондарик, до его открытия около получаса, поэтому нам предложили традиционный афонский травяной чай с лукумом. В очереди на размещение с нами стояли пара стоматологов из Москвы, прибывших для организации лечения монахов, и сотрудник посольства России в Афинах с двумя малолетними сыновьями. Разместились мы в семиместной келье на четвертом этаже по №405 с видом на море, разделенной книжными шкафами на две комнаты. После расположения в келье посетили монастырскую лавку, где подали записки и приобрели четки.

    Вечерняя служба началась в 17:15 по греческому времени в главном храме монастыря Св. Пантелеимона и закончилась через один час. Разница с Византийским временем, по которому живут все монастыри Афона, в этот период составляет около четырех часов. Сразу по окончании службы трапеза в храме напротив: пшенная каша, фасолевый суп, хлеб и оливки. Просто, но очень вкусно. Ужин длится очень недолго, минут 15 -20. После трапезы до повечерия мы посетили костницу – храм за стенами монастыря, где на полках вдоль стен хранятся черепа монахов.

    В 20:15 началось повечерие, которое продолжалось около часа. После этой службы появилось ощущение, что ты находишься в другом, не нашем мире, а в мире тишины и покоя, в другом временном измерении. Отбой в 22:00.Отключается свет и электричество.

    День третий (1 мая). А точнее ночь. Ровно в 2:50 по коридорам этажей монастырской гостиницы ходит монах с колокольчиком и призывает всех на утреннее богослужение. Все оперативно встаем и идем в храм великомученика Пантелеимона. Перед началом службы монахи и паломники приклатдываются к главным иконам храма и занимают стасидии. Утреня длится около трех часов, а затем Литургия примерно час сорок. На службе помимо молитвы идет борьба со сном. По окончании службы - завтрак в трапезном храме. Кормят в монастырях в обычный день два раза, а постные дни – один.

    Начинам сбор вещей и подготовку к подъему на вершину горы Афон. Это самая высокая точка Афонского полуострова (2033 м), где возвышается храм в честь Преображения Господня, построенный по преданию прп. Афанасием Афонским в 965 году на месте языческого капища. С собой берем теплую одежду, фонарики, сухари, карту. Около 11:30 сели на паром до Дафни и там ждали парома до скита Св. Анны - оттуда должно начаться наше восхождение. Там съели по сырной булочке и выпили немного фраппе – холодного кофе, закупили рыбные и фасолевые консервы в дорогу. Некоторые из нас приобрели посохи.

    В 12:45 на пароме поменьше отплыли в скит Святой Анны и уже через пятнадцать минут мы высадились в точке начала нашего подъема на гору. От пристани до самого скита начинается достаточно крутой подъем, который мы успешно преодолели минут за сорок. В скиту Св. Анны мы впервые почувствовали настоящее Афонское гостеприимство: греческий кофе со стаканом воды, узо и лукум. За угощением мы пообщались с ребятами, которые уже спустились с вершины – очень они впечатлились. Священник открыл нам храм и вынес для поклонения левую стопу Святой Праведной Анны.

    Восхождение мы продолжили в три часа дня. Каменные ступеньки постепенно превратились в тропинку, а еще чуть дальше - в козью тропу. На пути вверх нам встретилось немного паломников: ребята из Подмосковья, да пара-тройка спускающихся с горы счастливцев. При подъеме мы старились не говорить друг с другом, чтобы сохранить силы. Общались мы только на привалах, которые участились по мере приближения к вершине. Так же с набором высоты менялся окружающий ландшафт: температура падала, деревьев становилось все меньше, ветер усиливался. Ближе к 1500 м сделали последний привал: надели термобелье и сменили мокрую одежду на теплую, выпили остатки кваса.

    На высоте в 1500 м расположена Панагия ("Всесвятая") - самая высокая святогорская келлия в честь Пресвятой Богородицы. До этого места поднималась Пречистая, когда была на Афоне...

    Достигнув этой высоты примерно в 19:30, мы немного отдохнули перед последним рывком на вершину и получили инструкции по подъему от местного монаха, который тут отдыхал.

    Последние 500 метров высоты мы с Семеном и Ромой преодолели как заправские спортсмены - за один час и десять минут. По дороге встретили соотечественника по имени Павел, который уже спускался в Панагию для ночлега, но Рома его уговорил подняться обратно с нами. На вершине - крохотный храм Преображения, каменный домик с почти плоской крышей, которая как бы сливается с вершиной. Известно, что один старец лет сто тому назад утверждал, что нет более святого места на всей Афонской Горе. Как нам и говорили, рядом мы нашли домик со спальными местами. В этом домике мы нашли спящего албанца, строителя, которого по очереди будили все из нашей группы по мере поднятия на вершину. Последними зашли наши новые товарищи из Подмосковья. Подъем дался всем с трудом и полным осознанием того, что своими силами и без молитвы это невозможно. Улеглись - кто по одному, кто по двое, до утра.

    День четвертый (2 мая). Утро на вершине Афона началось в четыре часа. Уже привычное для нас время подъема. Отец Александр начал служить Литургию. Павел читал часы, а мы с Ромой и Семеном пытались петь. В общем, получилось у нас по-настосящему «общее делание». Литургия завершилась с появлением первых лучей солнца. Внутренние ощущения радости и покоя передать невозможно. Время преобразилось, минуты потеряли свою обычную протяженность.А еще с вершины открывается невероятный вид - с одной стороны Мраморное море, потом взгляд скользит по разбросанным в Эгейском море островам Тасосу, Лемносу, и дальше, через два других полуострова Халкидики - к горе Олимп, и останавливается на лазурном небе.

    Святогорское предание гласит, что перед концом мира именно в храме Преображения Господня на самой вершине Святой Горы двенадцать афонских старцев отслужат последнюю литургию на земле. Эти двенадцать являются самыми святыми монахами Горы и живут совершенно уединенно, будучи никому не известны. Их число всегда постоянно, потому что, если умирает один из них, его место занимает кто-нибудь из самых лучших монахов Святой Горы.

    Спуск начали сразу после службы, в восемь утра. Поначалу это казалось легче, чем подъем, но к концу спуска ощущения сменились. В Панагии решили немного подкрепиться – последний раз мы полноценно ели около суток назад. Развели костер в камине и сварили очень вкусный травяной чай по-афонски - спасибо ребятам из Мытищ. Через несколько часов прибыли в Агия Анну, где как и в первый раз нам дали кофе, узо и лукум. Силы немного восстановились и можно было идти дальше. Но паром уже не ходит и решено было идти в монастырь Агия Павла через Новый Скит. В ските нас никто не принял и мы продолжили путь в монастырь, где всегда принимают паломников, что спустились с горы.

    Здесь нас приняли с узо и лукумом, разместили в двух кельях, на пятерых и двоих соответственно. Потом - вечернее богослужение и трапеза. После этого нам вынесли для поклонения часть даров волхвов, состоящие из золота, ладана и смирны, главу Св. Пантелеимона, часть Животворящего Креста Господня, главу Св. муч. Агафьи. После тяжелого подъема и спуска решено было утром идти только на Литургию, к шести утра.

    День пятый (3 мая). В шесть утра пошли на Литургию, после был очень вкусный завтрак, а затем краткий экскурс по истории монастыря нам провел первый монах из Абхазии на Афоне по имени Давид. По возвращению домой выяснилось, что школьным учителем у него была прихожанка нашего храма. В Агия Павла есть единственная электростанция на Афоне. В 9:00 на автобусе добрались до пристани монастыря, где ждали парома до Дафни. Откуда на втором пароме поехали в монастырь Дохиар. Надо ли говорить про узо с лукумом?

    Прибрежный греческий монастырь Дохиар впечатлил красивыми фресками. Здесь мы прочитали акафист главной святыне монастыря – иконе Божией Матери "Скоропослушница". Набрали воды в источнике, купили подарков в лавке и пешком дошли в монастырь Ксенофонт, где мы приложились к главной иконе монастыря - образу Св. Георгия. И продолжили движение вдоль моря на нашу "базу" к Пантелеимонову монастырю.

    На вечерней службе в Св. Пантелеимоне присутствовал епископ Серафим. После трапезы мы помогли молодым послушникам убрать грязную посуду и накрыть столы для завтрака - они это делают очень быстро и ловко .

    Повечерие и отбой в 22:00.

    День шестой (4 мая). В 3:15-3:50 - полунощница, в 3:50- 6:00 - утреня и в 6:00 – 7:30 - Литургия. Очень проникновенная служба, ее возглавлял отец Исидор, иеромонах с очень светлым и открытым взором. День пятничный, поэтому завтрак сегодня не положен, только травяной чай с сушками в архондарике.

    В 8:30 мы уже плыли на водном такси Яниса в Дафни, здесь у него же наняли микроавтобус, на котором отправились по центральной и северной частям полуострова. Первая остановка - в ските Св.Первозванного Апостола Андрея. Это бывший русский скит и, даст Бог, будущий, теперь принадлежит грекам. Приложились к иконам и главе Св. Апостола Андрея. Скит в очень запущенном виде, все постройки в очень обветшалом и аварийном состоянии.Так хочется, чтобы скит возродился!

    Вторая остановка в столице Афона – Карее. Главный храм закрыт на перерыв, поэтому мы отъехали в Скит Белозерка, поклонились иконе Св. Николая. Затем вернулись в Карею, где в церковном магазине на единственной улице приобрели большую чашу и икону Иверской Божией Матери. Затем посетили храм 10-го века и пропели тропарь иконе Божией Матери «Достойно Есть».

    И вот - Иверон. Разместились в двух кельях, на кухне сами сварили себе кофе и поехали дальше, следующая остановка в находящемся на возвышенности Ските Пророка Илии.Он тоже был до 1990 года и, даст Бог, будет русским, теперь принадлежит грекам. Спускаемся к побережью, в монастырь Пантократор, где мы приложились совместно с украинскими паломниками к иконе Божией Матери «Геронтиса» (Старица). Матерь Божия на этой иконе стоит развернувшись влево, руки Ее простерты в мольбе. По преданию, посредством этой иконы Богородица однажды попросила одного из священников поскорее закончить литургию, чтобы игумен монастыря успел перед смертью причаститься. В другой раз на монастырь напали пираты, сорвали с иконы серебряный оклад, а икону бросили в колодец, но не успели дойти со своей добычей даже до монастырских ворот – в наказание за кощунство их внезапно поразила слепота. Через несколько лет икону нашли в этом колодце невредимой. В 1950 году в монастыре начался пожар. Дул сильный ветер, он быстро раздувал огонь и, казалось, что пожар уже не остановить. Братия вынесла икону и стала петь молитвы. Когда они приблизились к бушующему пламени, оно вдруг метнулось назад и полностью погасло.

    И последняя остановка на сегодня - монастырь Ставроникита, монастырь Святого Креста. Главный собор монастыря назван в честь святителя Николая Чудотворца и является самым маленьким из всех монастырских храмов, как и сам Ставроникита - меньший из всех монастырей. Этот собор был построен в шестнадцатом веке на месте, где раньше стояла церковь в честь Пресвятой Богородицы. В монастыре хранится одна примечательная святыня - чудотворная мозаичная икона святителя Николая "Стриедас", "Никола с ракушкой". По преданию, эта икона была брошена в море иконоборцами в девятом веке и чудесным образом пролежала там невредимой более семисот лет. Один рыбак выловил сетью эту икону, к которой приросла крупная устричная раковина, икона была в очень хорошем состоянии, но после того как от нее отделили раковину, на челе святого осталась глубокая кровоточащая язва. Раковину отдали Патриарху, и он сделал из половины этой раковины богослужебное блюдо, предназначенное для богородичной просфоры, а из второй половины - панагию, которую впоследствии преподнес в дар Патриарху всея Руси Иову.

    Возвратились в Иверский монастырь для краткого отдыха и вечернего богослужения. Главным его сокровищем является икона Богородицы «Портаитисса» (Вратарница). Она чудесным образом приплыла в Иверский монастырь по морю и афонские иноки верят, что в последние времена она покинет монастырь, после чего и монахи должны будут уйти отсюда. Список с этого образа, выполненный на Святой Горе, можно видеть в Иверской часовне при входе на Красную площадь. Сейчас сложно даже представить, что часони не было семьдесят лет..

    После службы - ужин в трапезном храме только для паломников, братия этого монастыря по пятницам только завтракает. По окончании трапезы перешли в привратный храм, где пелся акафист Иверской Иконе Божией Матери. Здесь, как нигде ощущается благодать, исходящая от образа. Здесь мы познакомились с молодым монахом Иосифом, родом из Салоник, который последние пять лет подвизается в Ивероне. Он сказал, что в монастыре 25 монахов, в основном греки, но есть два австралийца, немец и американец.

    День седьмой (5 мая). Утреннее богослужение здесь начинается в 3:30. Сегодня оно торжественное по случаю именин настоятеля монастыря отца Нафанаила. Пели монахи особенно красиво, мы, наконец, прочувствовали всю красоту афонского распева. Торжественная трапеза по окончании богослужения в 8:15 с рыбой дорадо, вином и брынзой.    

    Кстати, главный храм монастыря, как и в остальных обителях Афона, устроен по древнему образцу: большой притвор и отделяемое завесой основное помещение храма.

    Отбыли по морю в Ватопед, один из самых старинных и значимых монастырей Афона. куда мы попали около полудня. Долго выясняли кто мы и от кого прибыли, но монах Феодох, родом из Грузии, уже знакомый по фильму об Афоне, все разрешил положительно. После краткого посещения лавки перешли в архондарик для размещения, где нас ожидало традиционное афонское угощение. Нас поселили в келье под крышей, где на балконе открывается великолепный вид на прилежащие горы, море и поля. Вообще, на Святой Горе вся природа, любой уголок - необыкновенные. В 17:00 вечернее богослужение с очень красивым пением, а потом трапеза с оливками и фасолью.

    После трапезы - традиционная экскурсия для паломников по монастырю. Главный храм освящён в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в его нынешнем виде он был построен в IX веке и фрески X-XI веков. Согласно преданию, Ватопед был сразу основан как монастырь Императором Феодосием (379 - 395). У Императора было трое детей: Аркадий, Гонорий и Плакидия. Выдав дочь замуж, он отправил молодую чету с двумя своими сыновьями в Рим. На обратном пути из Рима в Константинополь на борту корабля находился сын Императора Аркадий с придворными. Возле местечка Имброс Аркадия во время шторма смыло за борт и он исчез в волнах. Корабль нашел убежище от бури возле того места, где сейчас стоит Ватопедский монастырь. И вот погруженные в скорбь придворные вдруг увидели Аркадия, спавшего мирным сном под кустом куманики. Аркадий рассказал им, как его чудесным образом спасла Богородица. В благодарность Император воздвиг на этом месте монастырь, который в последствии стали называть Ватопед (вато - куст, педион - ребенок).

    В храме находятся семь чудотворных Богородичных икон. Специально для паломников в ходе экскурсии выносятся основные святыни для поклонения: пояс Пресвятой Богородицы, глава Св. Иоанна Златоуста с нетленным левым ухом, глава Св. Григория Паламы, мощи Св. Георгия Победоносца.

    В семь часов по греческому времени началось торжественное всенощное бдение накануне праздника Великомученика Георгия, который очень почитается на Афоне. Богослужение возглавил игумен монастыря Ефрем. Очень красивая служба с раскачиванием паникадила и пением в два хора завершилась в третьем часу ночи. Всем нам очень понравилась эта служба!

    День восьмой (6 мая). А уже в половине седьмого началась праздничная Литургия. По окончании службы освящалось коливо - кутия в нашем понимании. Перед трапезой удалось получить благословение старца Ефрема и немного пообщаться с ним. Праздничная трапеза с сардинами, вином и фруктами.

    После краткого отдыха, около часа дня, наша группа из Ватопеда направилась в болгарский монастырь Зограф. В двадцати минутах ходьбы на развилке четырех дорог нам встретился монах, который указал нам путь в Зограф. Мы решили его не слушать, а пойти по дороге, указанной на карте. "Гуляли" по горам часа четыре и решили вернуться к развилке, чтобы пойти путем, который показал монах и к шести часам мы прибыли в монастырь. Точно к началу вечернего Богослужения.

    Богослужение возглавлял игумен Ватопеда, старец Ефрем, ему сослужил болгарский епископ. Храм освящен в честь великомученика Георгия Победоносца. Предание гласит, что, соорудив на Святой Горе небольшую церковь, братья не знали, кому посвятить её и какую икону писать для храма. Они усердно молились Богу, и их молитва была услышана. Когда они вошли в храм, то изумились, увидев на приготовленной доске лик великомученика Георгия Победоносца. Так от чудотворного образа и обитель стала называться Зограф, то есть «Художник». В момент совершения этого чуда в Сирии, в древнем Фануилевом монастыре, что возле Лидды – родины вмч. Георгия, – произошло следующее событие: прежде чем православной Сирии было суждено пасть под натиском варваров, на глазах у всей Фануилевой братии лик Георгия Победоносца, чудесным образом отделившись от доски, исчез. Игумену же было видение вмч. Георгия, который предупредил иноков о грядущей опасности и указал на новое место пребывания своего образа. Братия обители перешла на Святую Гору в Зограф. Под левым глазом святого Георгия, на ланите, виден кончик пальца епископа Водеи, который не поверив рассказу об этом чуде, пренебрежительно постучал по иконе пальцем. Кончик его пальца навсегда остался на иконе.Ужин в монастыре праздничный, поскольку вчера был престольный праздник: суп, рыба, вино и даже торт. На ночлег нас разместили в восьмиместном номере, белья не дали, так как его еще не удалось постирать после наплыва паломников на престольный праздник.

    День девятый (7 мая). Вовремя встать на утреннюю службу, - а это значит в четыре часа - у нас сил не было, поэтому в храм пришли к шести. Служба на церковно-славянском и слово в слово совпадает с нашей, что очень приятно. Вдоль алтаря в витринах под стеклом выложены мощи великомученика Георгия, Марии Магдалины, прав.Иоакима и Анны, Св. мученика Трифона, частица Животворящего Креста Господня. После трапезы с персиками и отдыха до одиннадцати часов утра выходим в монастырь Хиландар.

    В сербский монастырь Хиландар по лесной тропинке, под весеннее пение множества птиц, мы дошли за два часа. Здесь нас угостили самым вкусным лукумом с кофе и чаем. Всем разместиться в монастыре не удалось, только двоим, потому что основная часть построек еще не восстановлена после пожара, а остальные остались на ночлег в зилотском монастыре Эсфигмен.

    В Эсфигмене нас приняли с радостью, после службы и скромной трапезы монах русского происхождения специально для нас вынес для поклонения святыни монастыря: главу апостола Иакова (Алфеева), частица Животворящкго Креста Господня, стопу Марии Магдалины, благоухающую бахрому от плата Богородицы, мощи Григория Паламы, Афанасия Александрийского, св. Агафангела, часть губки, кровь Иоанна Предтечи. Это единственный из 20 монастырей Афона, не принявший помощи от Евросоюза, а также единственный монастырь зилотсвующих, ревнителей Православия. Здесь не поминают Вселенского Патриарха. На одной из стен монастыря читаем надпись: "Православие или смерть". Еще одна примечательная особенность этого монастря, что почти все иконы в иконостасе храма - русские.

    Напротив монастыря на горе находится келья, где в свое время подвизался Антоний Печерский, здесь мы прочитали акафист. Отбой в 22:00.

    День десятый (8 мая). На Литургию хотели идти в сербский Хиландар, поэтому договорились с привратником, что он нас выпустит в пять утра. Все устроилось и через полчаса мы были на славянской службе у сербов. В храме, посвященном Введению во Храм Пресвятой Богородицы, хранится чудотворная икона «Троеручица». Изначально она взята из кельи преподобного Саввы Освященного в Палестине. Икона получила столь необычное название после следующего чудесного события в жизни преподобного Иоанна Дамаскина. Служа при дворе калифа в городе Дамаске, он был несправедливо обвинен в заговоре с намерением сдать город врагам. В наказание калиф приказал отрубить ему руку. Всю ночь Иоанн молился перед иконой Богородицы, и отрубленная рука чудесным образом приросла к запястью. В благодарность Иоанн заказал мастерам серебряную руку и подвесил ее к иконе. Потом, став иноком монастыря преподобного Саввы, он взял икону с собой. В тринадцатом веке братия монастыря подарила эту икону святителю Савве Сербскому.

    После службы и трапезы отправились на автобусе к монастырской пристани на южном берегу, чтобы отплыть в порт Дафни, а там на автомобиле Яниса в келью св. Модеста Иерусалимского.

    Оттуда наш путь лежал в монастырь Симонопетра, где нам провели краткую экскурсию. Очень впечатляет архитектура монастыря, парящего над морем, и подвиг строителей, возводивших его над отвесной скалой.

    В келье св. Модеста после вечерней службы и повечерия с пением пасхального каноны мы устроили прощальный ужин на Афоне с травяным чаем и обменом впечатлений о пребывании на Святой горе.Не хочется уезжать!

    День одиннадцатый (9 мая). Уже привычный подъем в пять утра на утреннюю службу и Литургию. Сегодня День Победы и на службе мы помянули всех погибших за отечество воинов. По случаю праздника за трапезой нам дали белого вина и суп с осетриной.

    Мы отправились в последний пеший поход по Афону в Пантелеимонов монастырь, за нашими вещами, чтобы оттуда уже отплыть на пароме в Уранополис. Время до отплытия парома прошло за чаепитием в архондарике и краткой беседой с о. Харлампием за очень вкусным местным квасом. Он пригласил нас погостить в рождественские каникулы.

    Последний раз приложились к мощам в маленьком храме. Приходит паром, крестимся, дай Бог, не последний раз на этой земле, входим на палубу и в 12:20 отплываем на материк. Мы вглядываемся в вершину Святой Горы, прощаемся со счастьем этих десяти дней, а в душе и сердце уже появилась тоска по святым берегам...

    Статья и фото: http://www.st-maron.ru/index.php?section_id=1557&view=print


    Смотри также:

    Паломничество на Афон. Советы путешественнику по Святой Горе
    Многим нашим соотечественникам кажется, что организация путешествия на Святую Гору сопряжена с большими трудностями, но на самом деле паломничество на Афон вполне осуществимо. Наша статья имеет своей целью помочь подготовиться к дальнему путешествию, избежать возможных ошибок, а также сориентироваться на самом Афоне.
    Паломничество на Афон (впечатления, отзывы, отчёты)
    Тысячи людей со всех концов мира ежегодно посещают «монашескую республику» Святой Афон. У каждого из них остаются свои уникальные впечатления о паломничестве. Кто-то живёт в отшельнических Карулях, кто-то в общежительных монастырях, кому-то удаётся взобраться на вершину Святой Горы Афон, кому-то встретиться с прозорливыми старцами.
    Евгений Иванов. Паломничество на Афон - это возможность уже на земле прикоснуться к Небу
    Евгений Иванов из Москвы рассказывает о своей паломнической поездке на Святую Гору Афон в декабре 2011 года.
    Паломничество на Афон – это возможность обрести покой и душевное равновесие
    Своими впечатлениями от паломничества на Святую Гору Афон с нами поделился участник Тамбовского областного отделения движения «Россия Православная» Владимир Жильцов.
    Кобозев Василий. Восхождение на гору Афон
    Мы продолжаем публиковать рассказы паломников, посетивших Святую Гору Афон. Очередной материал посвящен путешествию на вершину Афона.
    Паломничество на Афон. Ответы на вопросы читателей
    Многим нашим соотечественникам кажется, что организация путешествия на Святую Гору сопряжена с большими трудностями, но на самом деле паломничество на Афон вполне осуществимо. По многочисленным просьбам читателей, Agionoros.ru публикует продолжение статьи “Паломничество на Афон. Советы путешественнику по Святой Горе». Мы постараемся ответить на вопросы, возникающие у людей, собравшихся в дальнюю паломническую поездку в «монашескую республику».
    Жизнь в келии даёт возможность увидеть Афон с другой стороны
    Евгений Филимонов рассказывает о своём паломничестве на Святую Гору Афон в марте – апреле 2013 года.
    Андрей Рыбак. Паломничество на Святую Гору. Часть I
    Мы продолжаем публиковать рассказы паломников, посетивших Святую Гору Афон.
    Андрей Рыбак. Паломничество на Афон. Часть II. Костамонит, Дохиар
    "Если мы возьмём и все добродетели положим на одну чашу, а молчание - на другую, то молчание перевесит. Потому что, когда монах сознательно молчит, он будет молиться или пребывать в созерцании. Когда он молчит и молится, к нему приходит сокрушение, плач, слезы, умиротворение и тишина. И когда человек молчит, он не осуждает, не празднословит, не лжёт, не клевещет, не говорит о том, о сем, о пятом, десятом, не слушает, когда другие говорят дурное. Вследствие такого молчания душа напитывается благодатью. С молчанием приходит плач, плач приносит слёзы, слёзы производят очищение, а очищение удостаивает человека видения Бога. Безмолвник может увидеть Его в своём сердце ощутимо, увидеть вещи, которые никогда не сможет представить себе тот, кто открывает рот и разговаривает". - Иосиф Исихаст
    Андрей Рыбак. Паломничество на Афон. Часть III. На вершину Афона
    "Благодать подаётся Самим Богом и её невозможно заработать самочинными и гордыми подвигами - это дар Отца Небесного. Дар смиренному сердцу, дар тому, кто знает свою немощь и невозможность творить что-либо без Божиего участия."
    Владимир Иевлев. Паломничество на Святую Гору: кельи отшельников, Новый скит, калива Иосифа Исихаста, монастырь Святого Павла
    Agionoros.ru публикует рассказ Владимира Иевлева о паломничестве на Святую Гору.
    Иевлев Владимир. Дары Волхвов и другие святыни Святой Горы
    К чудесным событиям относятся на Афоне иначе, чем на Большой Земле. Там это – часть бытия. Но и воспринимаешь их сам так же – на Святой Горе многое по-другому.
    Игорь Маликов. Что взять с собой в паломническую поездку на Афон
    Что надо с собой брать, а что можно оставить дома? С этим вопросом я обращался до поездки к одному из своих знакомых, который раньше бывал на Святой Горе. Он дал мне исчерпывающие инструкции (которым я и последовал).
    Игорь Маликов. Паломничество по Святой Горе. Часть 1. Монастырь Святого Пантелеимона
    Записки сделаны во время моей первой поездки на Афон, с 26 октября по 2-е ноября 2012 года. Набраны на смартфоне и отредактированы уже в Москве, дома.
    Игорь Маликов. Паломничество на Афон. Часть 2. Великая Лавра и Иверский монастырь
    Примерно в 2 часа ночи забили в било. Пора на службу. Служба на Афоне не прекращается никогда. Такое тысячелетнее боевое дежурство. И бой ведется каждую секунду.
    Игорь Маликов. Паломничество на Афон. Часть 3. В монастыре Ватопед
    Останавливаемся, водитель о чем-то с ним долго спорит, после чего монах пристально смотрит на нас, держа руки за спиной, и шлагбаум поднимается. "Взглядом открыл" - говорит кто-то из пассажиров. Все смеются, и с таким веселым настроением едем дальше...
    Поездка "дикарями" на Афон обошлась в 300 евро. На Святую Гору на автомобиле
    Винничанин Дмитрий Трилевич дает рекомендации: как съездить на Афон всего за 300 евро.
    Архимандрит Иосиф (Еременко). Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 1. На Афон!
    Согласно сказанию, сохранившемуся у Стефана Святогорца и ставшему известным на Руси с первой четверти XVI века, вскоре после Вознесения Спасителя Афон удостоила посещением Пресвятая Богородица. Ее корабль, направлявшийся на Кипр, из-за морской бури причалил к афонскому берегу в так называемой Климентовой пристани.
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 2. В монастыре Святого Павла
    Храм без настенной росписи; все убранство храма из мрамора. Нет перед иконостасом привычных нам солеи и амвона. Электричества в храме нет, храм освещается только свечами и лампадами, поэтому в храме полумрак. К потолку подвешено множество разнообразных светильников...
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 3. В монастыре Дионисиат
    Пока в миру люди, утратившие веру в Бога, в безумной истерике готовятся к «концу света», сметая, как рассказала мама по телефону, с прилавков магазинов спички, свечи, соль и консервы, монахи здесь спокойно живут в тихом молитвенном служении Богу, потому что здесь все всегда готовы к настоящему концу света и не боятся его…
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 4. В Карее и Андреевском скиту
    Покинув монастырь, на пароме «Святая Анна» прибыли в Дафни, откуда на микроавтобусе продолжилось наше паломничество по Святой Горе.
    Игорь Маликов. Паломничество на Афон. Часть 4. В обители Эсфигмен
    Ладно, прощаемся с Ватопедом и идем в Зограф. Идти до него по горной дороге, а она есть на карте, предварительно скачанной мною на androidмаркете. Кому надо - рекомендую приложение для андроида, называется maps with me. Оно бесплатное и позволяет работать оффлайн. У меня на карте все тропинки афонские совпали.
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 5. В обители Ватопед
    Прикладываясь к этим святым мощам, паломник приемлет дар Божественной благодати. На Святой Горе паломник имеет благословение прикоснуться к мощам многих великих святых нашей Церкви.
    Игорь Маликов. Паломничество на Афон. Часть 5. В монастыре Зограф
    ...С такими мыслями иду, вспоминая теплый уютный номерок в Зографе... Может назад рвануть, а там как-нибудь все решится, ну, допустим, опоздаем мы на самолет, придется ждать еще три дня до понедельника, кажется, следующий рейс на Москву только тогда. Сзади гудит мотор, поднимаю руку, может повезет...
    Игорь Маликов. Паломничество на Афон. Часть 6. В монастыре Хиландар. Окончание путешествия по Святой Горе
    ...Сижу в самолете, набираю текст, а мыслями на Афоне: точно знаю, что вернусь туда еще раз. Путешествие закончилось. А может это только начало пути, по которому обязательно должен пройти настоящий мужчина?
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 6. Ватопед и Пантократор
    Выйдя из храма, отправился в иконную лавку монастыря. К радости своей, приобрел книгу святого праведного Иоанна Кронштадтского «Небо на земле» на греческом языке.
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 7. Пантократор – Ставроникита – Кутлумуш
    В храме есть придел чудотворной иконы «Удивительное заступничество». Бесчисленны чудеса, совершенные Пресвятой Богородицей в Кутлумуше, но главное из них – то, что образ XIII века уцелел во всех монастырских пожарах. Однажды, во времена турецкого нашествия, Богородица, по молитвам у иконы «Удивительное заступничество», скрыла монастырь от посторонних глаз под облаком густого тумана, тем самым избавив его от верной гибели...
    Такой далекий и близкий Афон
    Святая Гора Афон, удел Божией Матери на земле, освящённый Её пребыванием во время земной жизни и особым Её покровительством, вызывает трепетное чувство в душе каждого россиянина, православного человека. Одно из преданий гласит, что перед концом света именно на земле Афона его монахами будет произнесена последняя молитва, последнее обращение к Богу о милости к живущим и уже почившим, что чудотворные иконы, чудесным образом оказавшиеся на Афоне и хранимые здесь, в конце света покинут святую землю и наш земной мир.
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 8
    Следующая цель нашего паломничества – молдавская келья апостола Иоанна Богослова.
    Прикосновение к Афону (дневник паломника). Часть 9. Ксенофонт
    Монастырь Ксенофонт, как и многие монастыри Афона, имеет вид суровой крепости. Стоит у самой кромки моря.
    Прикосновение к Афону. Окончание
    На пристани нас ожидал маленький катер «Малая святая Анна». Этот катер вывезет нас со Святой Горы – наше паломничество окончилось… Но предстоит еще одна остановка – в монашеской крепости Дохиар.
    Паломничество на Святую гору Афон
    AgionOros.ru представляет материал о паломнической поездке на Афон прихожан храма св. апостола Иакова Заведеева.
    Рождество Христово на Афоне. Записки паломника
    О каждом из нас есть у Бога Промысел. Только Его святая воля наполняет нашу жизнь смыслом. Кажется, все идет размеренно и предсказуемо, но вот наступает день, когда происходит то, что обычно называется чудом. Я понял это, ступив на землю своих далеких предков.
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. Часть 1. Москва-Салоники-Урануполис
    Завтра я уезжаю на Афон. Это мое второе посещение Святой Горы,Ни год назад, ни сейчас я не воспринимаю свое паломничество на Святую Гору как туризм или простую смену обстановки...
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. Часть 2. Урануполис. В ожидании парома
    Между тем время шло, людей в очереди становилось все больше, а документы на Афон выдавать даже не начинали. Паломники пытались задавать вопросы, возмущаться на то, что оба сотрудника Графио Проскинитон эмоционально что-то кричали и нервно бегали из одного помещения в другое.
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. Часть 3. На Афон!
    Несколько шагов, почти бегом, по трапу вниз и вот уже под ногами не качающаяся палуба парома, а благословенная афонская земля! В первые минуты меня охватила волнительная радость: вот она, земля надежд и чаяний, на которую я целый год мечтал снова ступить!
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. Часть 4. В паломническом центре
    Еще через полчаса на горной дороге, спускающейся к порту, я увидел серебристый джип, быстро двигающийся в мою сторону. Автомобиль подъехал к самому крыльцу кафе и из машины вышел Юра, один из водителей отца Иосифа.
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. На ночной службе в монастыре Ватопед
    Богородица дала мне возможность в тишине помолиться, ведь я так этого хотел! Душа моя ликовала! Слава Богу за все!
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. Поездка по монастырям
    Осознав всю греховность своих переживаний, я буквально упал на колени перед ближайшей фреской святого Пантелеимона и, склонившись, долго молился ему и просил прощения у Господа. Вместо радости от прибытия на Афон я унывал и роптал. Даже просто ходить по этой земле, дышать афонским воздухом – уже счастье, а я роптал.
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. Святое Причастие
    Этот случай произошел со мной в тот день, когда я собирался причаститься Святых Таин.
    Артём Соколов: Паломничество на Афон. К святогорским святыням
    ...Именно перед Иверской иконой в Москве я молил Богородицу помочь мне преодолеть все трудности и допустить на Афон. Сейчас же я хотел за все Её поблагодарить.
    Артем Соколов. Паломничество на Афон. Отъезд со Святой Горы. Урануполис – Москва
    Да, эта поездка, по многим причинам, была особенной!
    Паломничество на Афон
    С 17 по 28 апреля 2015 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состоялась паломническая поездка на Святую гору Афон группы паломников в составе: епископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат, иеромонах Серафим (Бубнов), Голов Ю.В. (руководитель группы), Сорокин В.И., Бударов А.В., Медведев Ю.П., Юрин Е.А.

    Старец Паисий Святогорец. Письма

    В книге собраны письма известного во всём православном мире греческого афонского монаха, подлинного святого нашего времени, авторитетнейшего духовного наставника и писателя Старца Паисия Святогорца (1924-1994), направленные сестрам монастыря Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Суроти. Эти мудрые наставления – бесценное сокровище духовного опыта, помогающее в спасении души. Особое внимание в письмах Старец Паисий уделяет монашествующим, однако великую пользу найдут для себя в этой книге и благочестивые миряне, поскольку, по словам Старца, Евангельский идеал и заповеди Христовы едины для всех. Эта книга, написаннаянеобыкновенно ярким и образным языком выдержала десятки переизданий на многих языках и стала настоящим бестселлером современной христианской литературы.