• Балканы, Афон, Константинополь
  • Об основах духовной жизни, современных авторах и монашеских традициях

    Архимандрит Василий (в миру – Михаил Гондикакис) – известный во всём православном мире греческий богослов и духовный писатель. Родился в феврале 1936 года в Ираклионе на острове Крит в Греции, где получил среднее образование. Закончил Богословский факультет Афинского университета и в течение трёх лет обучался во Франции, где написал свой первый труд «Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви».

    С 1965 году поселился на Афоне, где принял монашеский постриг. С 1968 года был настоятелем монастыря Ставроникита.

    С 2005 года был настоятелем Иверского монастыря на Афоне. В качестве игумена Иверского монастыря неоднократно посещал Россию.

    С 2005 года проживает в скиту (келье) Иверского монастыря на Афоне.

    В 2010 году по дороге в обитель автомобиль отца Василия упал в пропасть глубиной в 10 метров. Отец Василий повредил плечо и ребра. Хотя последствия тяжелой травмы преодолеть до сих пор не удалось, старец продолжает участвовать в жизни своей обители и издавать новые статьи и книги. Отец Василий не отказал в беседе корреспонденту AgionOros.ru, несмотря на то, что перед этим присутствовал на многочасовой ночной службе.

    - Сегодня во многих православных монастырях наблюдается отход от Предания. Устанавливается ежегодный отпуск для монахов, иноки, приняв постриг, не отказываются от части своего имущества…

    - В основе подвижнической жизни лежит пламенная любовь человека к Богу – Божественный эрос1. Если такой жажды быть вместе с Богом у человека нет – он неизбежно ищет утешения в земном. Стремление монаха выехать в мир, навестить родственников, жить среди мирян свидетельствует об отсутствии у него желания быть вместе с Богом.

    Если монах будет с любочестием следовать Уставу своей обители (посещать Богослужения, поститься и т.д.) – он заложит в своей жизни правильные духовные основы. Иноческие правила и уставы были написаны подвижниками, которые понимали красоту и смысл монашеской жизни. Монашество – это целый мир, это таинство, это жизнь в Духе Святом.

    В прежние времена в жизни крестьянина была гармония: время отдыха (зима) дополняло время напряженного труда (лето). Такая же полнота есть и в жизни монаха: в ней есть свои радости, свои испытания и свои труды. Иноческая жизнь - это полноценная духовная трапеза, где есть и «первое» и «второе» и «третье» блюда. У монаха нет нужды в отпуске, он получает всё, что ему нужно, в своём монастыре.

    - Что Вы можете сказать о монашеской традиции в России?

    В России традиция в значительной степени была прервана в советское время, но несмотря на все трудности, всё же осталась жива. Мы и сегодня можем найти подвижников, подобных тем, которые были описаны Достоевским в его сочинениях (например, старцу Зосиме из «Братьев Карамазовых»). Но несомненно существуют и свои трудности, связанные с отрывом от Православного Предания.

    Мы не можем строить с нуля своё собственное модернизированное монашество, единственный путь – это опора на Предание.

    Очень поможет чтение классических произведений православной монашеской традиции: «Отечника», «Лавсаика», «Лествицы»…

    Огромное значение имеют произведения преподобного Исаака Сирина. На мой взгляд, дух аввы Исаака чувствуется в произведениях Федора Михайловича Достоевского.

    Нельзя переоценить значение наследия преподобного Симеона Нового Богослова и святителя Григория Паламы.

    В многих произведениях современных авторов можно прочитать откровенную нелепицу. К выбору литературы для чтения надо относиться очень осторожно. Я всем настоятельно рекомендую творения афонского старца Порфирия Кавсокаливита. Его книги основаны на огромном личном духовном опыте. В них чувствуется любовь ко всем людям, но при этом даётся трезвая оценка каждому духовному состоянию и содержатся надежные духовные ориентиры.

    - Что главное в духовной жизни?

    Молитва и покаяние помогают стяжать духовное здоровье и радость. Если человек в своей духовной жизни встанет на неверную дорогу и будет руководствоваться ложными ориентирами – он начнёт с духовной нищеты и злополучия и в конце жизни закончит тем же, с чего начал. Он останется у разбитого корыта и всю жизнь будет чувствовать только пустоту и тоску, а не радость о Господе.

    Отец Георгий Флоровский стал великим богословом современности, так как прочувствовал и понял, что такое Святоотеческое Предание. Будучи человеком с прекрасным образованием, он тем не менее понимал, что богословие это не умственная дисциплина, а исповедание веры. Ему можно научиться в Церкви и на Богослужении, а не путем рационального познания. Вера – это центр всего. Она сопряжена с Божественным эросом – пламенной любовью к Богу, которая есть результат Божественной любви. Поэтому перед тем, как причаститься, мы произносим молитву, в которой говорим: «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением»2.

    Продолжение следует.


    1 В творениях преподобного Симеона Нового Богослова, старца Паисия Святогорца и других древних и современных подвижников довольно часто встречается слово «эрос» (έρως), обычно переводимое на церковно-славянский язык словом «рачение». Так как слово «рачение» в русском языке малопонятно и почти не употребляется, отец Василий (Кривошеин) предлагает переводить его как «Божественный эрос». Старец Паисий Святогорец говорит, что «Божественный эрос» - это «великая любовь к Богу, соединённая с жертвой» и с сожалением констатирует, что«есть духовные люди, которые не понимают, что такое "Божественный эрос", и хотят убрать это слово из Миней и Октоиха, потому что оно их смущает». (Старец Паисий Святогорец «Слова». Том V. «Страсти и Добродетели»).

    2 Тропарь ко Причастию.

    Смотри также:

    Старец Паисий Святогорец. «Азбука спасения»
    12 июля 1994 года закончил свой земной путь великий подвижник нашего времени – старец Паисий Святогорец. К 18 годовщине со дня его преставления agionoros.ru публикует выдержки из его духовных наставлений, многие из которых публикуются на русском языке впервые.

    Старец Иосиф Ватопедский. «Духовный алфавит»
    Афон. Беспопечение. Война. Гордость. Добродетель ... Христос. Церковь. Человек. Я.

    Архимандрит Василий (Гондикакис). О монашестве и о России
    Архимандрит Василий (в миру – Михаил Гондикакис) – известный во всём православном мире греческий богослов и духовный писатель. Родился в феврале 1936 года в Ираклионе на острове Крит в Греции, где получил среднее образование. Закончил Богословский факультет Афинского университета и в течение трёх лет обучался во Франции, где написал свой первый труд «Входное: Элементы литургического опыта таинства единства в Православной Церкви» (переведен на русский язык).

    Василики Ралли. Лесбосские мученики

    Эта необычная книга написана простой греческой женщиной – непосредственным участником удивительных событий, происходивших во второй половине двадцатого века на Карейской горе острова Лесбос: сны, видения и сверхъестественные явления отняли покой местных жителей и насторожили священноначалие, ибо Бог избрал необычный способ, чтобы явить миру Своих неизвестных святых – Святых новомучеников Рафаила, Николая и Ирину, пользующихся необыкновенным почитанием верующих во всём православном греческом мире.