• Введение
  • История Афона
  • Начало
  • В поездку
  • На Афон!
  • Обители Святого Афона
  • Юго-восток
  • Вдоль северного побережья
  • Западное побережье
  • И напоследок
  • Краткий разговорник
  • Телефонный справочник
  • Святогорские панигиры
  • Иконы Афона
  • Афонские святые
  • Афонские старцы
  • Паисий Святогорец
  • Паломничество на Афон (впечатления, отзывы, отчёты)
  • Крестовые походы, латинские завоевания, униаты (1204–1368)

    Многолетние, беспрерывные истощительные войны, которые велись императором Алексием Комнином во всех направлениях, обеспечили мир в Средиземноморье, но он вскоре был нарушен с запада Крестовыми походами, истиной целью которых было вовсе не противодействие мусульманам, а разрушение Византийской империи.

    Загрузить увеличенное изображение. 600 x 800 px. Размер файла 138355 b.
 Четырнадцать иверских священномучеников (современная фреска, трапезная монастыря Кутлумуш)
    Четырнадцать иверских священномучеников (современная фреска, трапезная монастыря Кутлумуш)
    Многолетние, беспрерывные истощительные войны, которые велись императором Алексием Комнином во всех направлениях, обеспечили мир в Средиземноморье, но он вскоре был нарушен с запада Крестовыми походами, истиной целью которых было вовсе не противодействие мусульманам, а разрушение Византийской империи.

    Поэтому, когда латинянами были захвачены Салоники, подворья афонских монастырей стали тимарами (поместьями) дворян.

    Даже сама Святая Гора стала рассматриваться как тимар и была отдана под власть католического епископа Севастийского, который расположился на границе Афона в месте, носящем названии Франгокастро (греч. франги – латиняне; кастро – крепость) и оттуда угнетал и терроризировал окрестные области.

    В ответ монастыри укрепили стены и башни, но могли ли монахи, посвятившие себя Богу, противостоять опытным покорителям замков?

    Загрузить увеличенное изображение. 600 x 1067 px. Размер файла 247487 b.
 12 Кутлумушских священномучеников
    12 Кутлумушских священномучеников
    Афон явил в это время множество мучеников и борцов за чистоту веры, благодаря которым устояло православие.

    В 1274 году была принята Лионская уния. Признание православными Filioque и примата папы не могло не встретить отторжения у афонских монахов. Они составили догматическое послание, в котором отвергали любую возможность объединения с латинянами, если те не откажутся от своих заблуждений. Народ последовал за святогорцами и также отверг унию. Император, испытывая давление со стороны папы, с помощью силы пытается навязать объединение Церквей. Предпринимаются ссылки, конфискации имущества, заточения и пытки. Униаты прибывают на Афон (1278-1282) и пытаются склонить афонитов к принятию объединения, но святогорцы остаются верны Православию.

    В правление сына Михаила Палеолога императора Андроника II (1282–1328) началось кратковременное возрождение Афона. Но Святую Гору ждало новое испытание – в 1308 году началось нашествие каталонцев. Эти западные наёмники были привлечены императором для борьбы с турками, но вскоре обратили своё оружие против Византии. На Святой Горе они убили многих монахов и до основания разрушили несколько обителей.

    О масштабе катастрофы, случившейся с Афоном в период нашествия крестоносцев, униатов и каталонцев, свидетельствует то обстоятельство, что число обителей сократилось с трёх сотен до двадцати пяти!

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.