• Введение
  • История Афона
  • Начало
  • В поездку
  • На Афон!
  • Обители Святого Афона
  • Юго-восток
  • Вдоль северного побережья
  • Западное побережье
  • И напоследок
  • Краткий разговорник
  • Телефонный справочник
  • Святогорские панигиры
  • Иконы Афона
  • Афонские святые
  • Афонские старцы
  • Паисий Святогорец
  • Паломничество на Афон (впечатления, отзывы, отчёты)
  • Кутлумуш

    С южной и западной сторон Кутлумуш горами и лесом, с восточной и северной – живописной долиной с садами, виноградниками и орешниками. Предположительно, обитель во имя Преображения Господня существовала уже в X веке.

    Загрузить увеличенное изображение. 1000 x 664 px. Размер файла 207235 b.
 Кутлумуш. Общий вид обители
    Кутлумуш. Общий вид обители
    С южной и западной сторон Кутлумуш горами и лесом, с восточной и северной – живописной долиной с садами, виноградниками и орешниками. Предположительно, обитель во имя Преображения Господня существовала уже в X веке (в одной из рукописей Зографа упоминается и имя её тогдашнего игумена – Гавриила). Откуда появилось название Кутлумуш нам в точности не известно. Это слово можно перевести как «святой из Эфиопии». Некоторые учёные полагают, что монастырь был основан Кутлумушем (Константином) I – турецким правителем, принявшим Православие и вставшим на сторону Византии. Ключевую роль в становлении обители сыграл император Алексей I Комнин (1081–1117). Как и другие монастыри Святой Горы много бедствий обитель претерпела в период правления латинствующего императора Михаила Палеолога: разрушены были многие монастырские постройки, а некоторые иноки приняли мученическую кончину. Согласно монастырскому преданию они были похоронены за главным собором обители. Неоднократно Кутлумуш был разоряем каталонцами, но каждый раз восстанавливался господарями и воеводами Валахии.

    В середине XIV века монастырь пережил период расцвета, связанный с деятельностью игумена Харитона (уроженца греческого острова Имброс). Вместе со своим другом игемоном Владиславом он полностью восстановил древнюю обитель. Игумен сотрудничал со многими сербскими и румынскими правителями и был особо любим народами этих стран. В 1372 году Харитон был избран митрополитом в Валахии (хиротонию совершил один из ключевых представителей исихастского движения Константинопольский патриарх Филофей Коккин). В период с 1376 по 1378 год Харитон избирался афонским протом, при этом продолжая оставаться игуменом Кутлумуша.

    Румыния многим обязана Харитону. Он поддержал Православие в этой стране в очень непростой период усиления папского прозелитизма и активной католической экспансии. С помощью монаха Никодима игумен Кутлумуша перенёс идеалы афонского монашества в эту страну. В Румынии был основан целый ряд монастырей, следовавших уставу Великой Лавры Афанасия Афонского и способствовавших распространению в этой стране исихастской традиции. Множество иноков из Румынии стало стекаться на Афон, и прежде всего в Кутлумуш.

    В 1393 году монастырь был провозглашён патриархом Антонием ставропигиальной обителью.

    В 1497 году обитель была разрушена сильным пожаром, но вновь восстановлена молдавскими игемонами. Вскоре число иноков достигло семи сотен человек.

    Постриженник Кутлумуша Александрийский патриарх Матфей III (1747–1769) не только помогал родной обители, но и немало сделал для защиты Православия в непростую пору экспансии западных миссионеров. Последние годы своей жизни он также провёл в Кутлумуше.

    В 1856 году в обители было восстановлено общежитие. Усилиями деятельного игумена Мелетия началось успешное возрождение монастыря и восстановление пострадавших при пожаре 1870 года построек.

    В 1981 году в Кутлумуше случился очередной пожар. Пострадали восточные корпуса обители. Усугубилось бедствие проливными дождями. В настоящее время продолжаются работы по восстановлению разрушенных строений. Уже воссозданы братские корпуса и трапезная.

    В середине XX века Кутлумуш переживал период запустения и угасания, новая эпоха в жизни монастыря началась с приходом братии во главе с игуменом Христодулом. Удалось не только восстановить внешнее благолепие монастыря, но и духовно возродить древнюю обитель.

    Загрузить увеличенное изображение. 1000 x 664 px. Размер файла 183260 b.
 Фреска из литийного притвора кафоликона Кутлумуша
    Фреска из литийного притвора кафоликона Кутлумуша
    Монастырский собор построен в 1540 году, он богато украшен, сохранились и фрески XVI века (но большая их часть, к сожалению, скрыта под более поздними росписями). Деревянный иконостас XIX считается одним из самых красивых на Афоне. В литийном притворе фрески 1744 года, которые в отличие от древних росписей собора сохранились в полном объёме. В храме есть придел чудотворной иконы «Удивительное Заступничество». Бесчисленны чудеса, совершённые Пресвятой Богородицей в Кутлумуше, но, пожалуй, главное из них – то, что образ XIII века уцелел во всех монастырских пожарах. Однажды, во времена турецкого нашествия, Богородица, по молитвам у иконы «Удивительное заступничество», скрыла монастырь от посторонних глаз под облаком густого тумана, тем самым спася его от верной гибели. В иконостасе параклиса есть ещё один чудотворный образ Богородицы – подарок Феодоры, дочери Византийского императора Иоанна Кантакузина.

    Помимо придела в честь образа «Удивительное заступничество», в Кутлумуше есть параклисы св. Наталии, Архангелов, Всех Святых и Иоанна Крестителя.

    В обители хранятся частицы Животворящего Креста Господня и мощей святых: свтт. Василия Великого, Григория Богослова, Харалампия и Иакова Персянина, вмчч. Пантелеимона и Евстафия Плакиды, мчч. Евстратия, Марина и Кирика, мцц. Анастасии Узорешительницы, Матроны и Параскевы Пятницы, прпп. Алипия, столпника, и Нила Мироточивого, новомч. Панагиота Кессарийского, свв. Елевферия, св. прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы.

    Во владении Кутлумуша находится келья вмч. Георгия Победоносца, в которой подвизался отшельник Киприан, замученный турками в 1679 году в Константинополе за исповедание христианства и обличение магометанства.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.