• Балканы, Афон, Константинополь
  • Монастырь святого Антония Великого в Аризоне (США)

    Впечатления паломника

    Я снова пишу из далёкой Аризоны. Прошлая паломническая поездка в монастырь святого Антония произвела на меня столь неизгладимое впечатление, что я с воодушевлением поделился им с читателями. Некоторые отнеслись к моей тогдашней публикации с иронией и недоверием. Прежде всего, хочу им сообщить, что монастырь святого Антония в настоящий момент является одной из главных достопримечательностей в США (по посещаемости в Аризоне он уступает только знаменитому Гранд-Каньону1).

    В аэродроме Финикса нас на машине встречал молодой монах о. Антоний. Столица Аризоны оказалась густонаселённым городом, который более чем в четыре раза превосходит по площади столицу Греции – Афины. Растительность на протяжении всей дороги практически отсутствовала, ведь Финикс находится на краю Аризонской пустыни. После часового пути по гладкому шестиполосному шоссе мы прибыли в монастырь святого Антония.

        

    Монастырь

    Нашим глазам предстали красивые монастырские ворота. Я сразу обратил внимание, что на них нет никаких засовов, а сама обитель огорожена от окружающей её пустыни лишь небольшим забором (на уровне человеческой груди).

    Интересна история основания монастыря святого Антония. Первоначально старец Ефрем Филофейский2 планировал построить обитель в другом месте, но промыслительно сбился с дороги и оказался в пустынном месте между городами Финикс и Тусан. На месте будущей обители старец Ефрем и сопровождавший его монах Антоний ясно услышали звон колоколов, невероятно похожий на благовест в их родной обители – афонском монастыре Филофей. «Мы построим монастырь здесь», – сказал тогда старец. Он понял, что Сам Господь указал ему на место, где должна быть основана обитель.

    Монастырь святого Антония основан в пустынной, засушливой и безводной местности. Но по молитвам старца Ефрема в результате подземных изысканий была найдена вода. Пустыня превратилась в оазис.

    Раньше здесь не росло ничего кроме кактусов, теперь прижились и принесли плоды яблони, бананы, масличные, апельсиновые, грейпфрутовые и фисташковые деревья. В монастырском огороде выращивают различные виды овощей, а двор обители украшен прекрасными цветами.

    Мы вошли во двор обители и увидели просторную деревянную беседку – архондарик3 под открытым небом. Здесь паломники могут отдохнуть в тенистой прохладе, выпить ключевой воды и отведать угощение, которое приносит архондаричный монах Маркелл.

    Когда мы отдохнули после дороги, нас проводили в наши прохладные комнаты, расположенные в небольших скромных и уютных домиках.

    В центре монастыря находится кафедральный собор преподобного Антония Великого. Внутри этого храма чувствуешь так, словно ты попал в гости в родной и дружественный дом. Внимание привлекает каменный позолоченный иконостас с большими и красивыми иконами.

    С двух сторон от Царских врат стоят аналои. На правом находится икона Спасителя. На левом – чудотворная икона Божией Матери Аризонитиса (Аризонская).

        

    Богослужение

    В час ночи начинается богослужения. В 0.45 в нашей комнате раздаётся стук и нас будит голос отца Нектария: «Father Sarantis, get up4! Father Gregorios, get up! Father Abraam, get up! Пора на службу». Убедившись, что мы проснулись, молодой монах берёт у нас благословение и уходит. Его послушание – будить паломников и приглашать их на богослужение.

    Когда мы вошли в храм, оказалось, что старец Ефрем уже занял своё обычное место рядом с правым аналоем. По афонской традиции паломники один за одним прикладываются ко всем иконам, а потом подходят к игумену за благословением. Благоговейно целуя худую руку благодатного старца, мы слышим, как он едва уловимым шёпотом молится: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго».

    50 монахов занимают стасидии5 в передней половине храма, около сотни паломников – во второй. И тем и другим хорошо виден иконостас и слышно пение хора, так как храм не загромождён колоннами и перегородками. Собор святого Антония погружен во тьму. Его освещают только лампадки, зажжённые перед образами. Несколько свечей горят на клиросе, помогая разобрать написанное в богослужебных книгах певчим и чтецам.

    Ровно в час ночи начинается Полуношница. Эта часть ночной службы происходит в задней части собора, где молятся паломники (мужчины, женщины и дети).

    Казалось, что мы находимся на Святой Горе Афон. В храме царила атмосфера благоговения и молитвенной сосредоточенности. Все вместе старец Ефрем, монахи и миряне молились единым сердцем. На протяжении всей службы царила такая тишина, что порой мне казалось, что в храме остался только я один.

    Священнослужители и певчие, смиренные и даже почти незаметные, помогали нам почувствовать величие Распятого, а затем Воскресшего Господа. Мы радовались, потому что опытным путём ощущали глубину нашей веры. Веры в Бога Троицу: Отца, который не берёт нас за горло, чтобы мы в Него поверили; Сына, который каждый день питает нас Своим Телом и Кровью; Святого Духа, который пребывает повсюду и даёт нам утешение и радость.

    Перед «Аризонским» образом Божией Матери никто не может остаться равнодушным, сколь бы чёрствым, жестоким или циничным они ни был.Молишься о всех своих дальних и ближних. Вспоминаешь о своих проблемах, неблагодарности, грехах, потребностях, конфликтах и безвыходных тупиках. И чувствуешь, как они постепенно уходят, и, по милости Пресвятой Богородицы, превращаются в надежду, радость, любовь и веру.

    Тесная стасидия, которая на первый взгляд ограничивает и сковывает твои движения, на самом деле становится ступенью наверх. Душа воспаряет от удушающей ограниченности «здесь и сейчас» в измерение бесконечной вечности. Сердце наполняется сладостным умилением, в нем царит радость, мир, любовь и надежда на спасение.

    Время Божественной Литургии летит быстро. Священник и диакон поют благоговейно, просто и не театрально.

    Херувимская

    По принятой в монастыре традиции во время ежедневных (непраздничных) богослужений единственная часть Литургии, которая исполняется хором обители – это Херувимская песнь. Шесть молодых монахов с поистине ангельскими голосами поют удивительно просто и смиренно. «Херувимская» способна растопить лёд в самых жестоких сердцах и просветить самые запутавшиеся человеческие сознания. Люди опустившиеся, сбившиеся с пути, потерявшие человеческий облик пробудились, преобразились и покаялись, когда однажды «случайно» оказались на службе в монастыре святого Антония и услышали пение «Херувимской».

        

    Благодатный старец

    Всю службу старец Ефрем проводит стоя в молчании. Он уже несколько лет сам не служит Литургию, ведь ему уже 84 года. Лишь во время «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш» слышится его слабый и тонкий голос.

    У меня нет слов, чтобы описать непродолжительные минуты причащения священников в алтаре. Эти впечатления непередаваемы. Удивительная тишина, благоговение, возвышенность… Сначала причащается молодой иеромонах, который служил Литургию. За ним старец Ефрем. Потом все остальные…

    После «Со страхом Божиим» к Чаше подходят монахи. Люди или ангелы? Не поймёшь. Ничего притворного и наигранного. Все благоговейны, просты, смирены. Не понятно, где ты - на Небе или на земле…

    Трапеза

    4 часа утра. Мы выходим из храма и направляемся в трапезную. Слышны громкие крики животных, похожие на собачий лай. Монахи объясняют, что это шакалы, которые по ночам близко приближаются к обители. В аризонской пустыне много хищных животных, но по молитвам старца до сегодняшнего дня ни одно из них (несмотря на низкий забор) никогда не ступило на территорию монастыря.

    После завтрака у нас отдых и свободное время до 11.30. В это время в монастыре начинается общая трапеза для монахов и всех без исключения паломников. Еда очень вкусная. Вместе с телом питается и душа, так как один из монахов читает нам отрывки из святоотеческой литературы.

    У нас снова свободное время до 15.30, когда мы отправляемся на Вечерню.В 16.30 ещё одна трапеза. По её окончании Повечерие и Акафист Пресвятой Богородице.

    Значение монастырей старца Ефрема

    О мужских и женских монастырях, основанных старцем Ефремом, в США знают везде.

    Разве не чудо, что старец, человек, окончивший только шесть класов средней школы, не зная английского и других иностранных языков, без денег основал в незнакомой стране девятнадцать монастырей?

    Сотни тысяч молодых и стариков приезжают в эти обители и под впечатлением увиденного начинают новую жизнь. Не перечесть число людей, которые через покаяние возродились здесь к духовной жизни.

    Старец Ефрем передаёт им свой духовный опыт и любовь, укрепляя веру и давая надежду на спасение.

    Архимандрит Сарантис (Сарантос),
    настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы (Амарусио, Аттика).

    Газета “Ортодоксос Типос”, номер от 15 февраля 2013 года


    1 Гранд-Каньон (Большой каньон, Великий каньон) — один из глубочайших каньонов в мире. Находится на плато Колорадо в штате Аризона. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    2 http://www.agionoros.ru/docs/355.html

    3 Архондарик – приёмная комната для гостей в православном монастыре.

    4 Father Sarantis, Get up – Отец Сарантис, вставайте.

    5 Стасидия – специальное деревянное кресло с откидным сидением, высокой спинкой и подлокотниками.

    Смотри также:

    Старец Ефрем Филофейский. Пресвятая Богородица, Ширшая Небес
    Agionoros.ru публикует беседу старца Ефрема Филофейского с верующими в Канаде.

    Старец Ефрем Филофейский. Боль и скорби в нашей жизни
    Agionoros.ru продолжает публикацию бесед старца Ефрема Филофейского

    Издательский Дом «Святая Гора» выпустил книгу «Искусство спасения» старца Ефрема Филофейского
    Великий современный подвижник проигумен афонского монастыря Филофей, старец Ефрем (в миру — Иоаннис Мораитис) родился 24 июня 1928 года в городе Волос (Греция). 19-ти лет он оставил мир и переселился на Святую Гору Афон, став послушником святого старца Иосифа Исихаста, безмолвника и пещерника.

    Ефрем Филофейский. Брань со страстями
    Agionoros.ru продолжает публикацию бесед старца Ефрема Филофейского из книги «Искусство спасения», выпущенной Издательским Домом «Святая Гора».

    Старец Паисий Святогорец. Святой Арсений Каппадокийский

    Книга посвящена житию и чудесам одного из самых замечательных святых последнего времени – греческого подвижника преподобного Арсения Каппадокийского (1924; пам. 28 октября/ 10 ноября). Автор – известный на Афоне Старец Паисий (1924-1994), написавший несколько книг о подвижниках, с которыми Господь благословил ему встречаться в жизни. Отец Паисий был крещен преподобным Арсением и получил от него имя Арсения, кроме того, преподобный предсказал ему монашеский путь.