• Балканы, Афон, Константинополь
  • Румынская Православная Церковь в I – XIV вв.

    Распространение христианства на территории современной Румынии.

    Предки современных румын дакские и готские племена, населявшие территории к северу и югу от Дуная, приняли христианство уже во времена апостольской проповеди. Об этом мы узнаем из «Деяний Святых Апостол» (16 глава) и «Послания к Римлянам» апостола Павла (15,19). Согласно церковному историку Евсевию Кесарийскому, в Подунавье проповедовал апостол Андрей Первозванный. Карфагенский пресвитер Тертуллиан (196 г. по Р. Х.) в своем трактате «Против иудеев» упоминает даков среди других принявших христианство народов1.

    В период римских гонений на последователей Христа среди мучеников было много жителей Дакии. В святцах упомнаются в частности: мч. Меркурий (255), еп. Ириней Сирмийский, мчч. Зоттик, Аттал, Камасис и Филипп. В диоклитиановские гонения (304) пострадали: епископ Томсский (ныне город Констанца) Ефрем, иереи Монтан и Епиктет и диаконы Димитрий и Силвиан. В 310 г. принял мученичество за Христа еще один епископ Кирин. Как видим, уже в этот период Церковь в Румынии отличалась хорошей организацией и имела четкую иерархическую структуру.

    Епископ Ириней Сирмийский
    Епископ Ириней Сирмийский
    Образованная в 106 г. римская провинция Дакия имела важнейшее стратегическое и экономическое значение и была в значительной степени романизирована. Даки восприняли латинский язык, приобщились к римским традициям, культуре и быту, что, несомненно, создавало благоприятную почву для распространения среди них христианства.

    После Медиоланского эдикта (313) тесная связь с римской культурой еще больше окрепла и проявилась, в частности, и в том, что румынский язык в этот период пополнили многочисленные слова латинского происхождения: Dumnezeu (Бог), Sfant (святой), Inger (ангел), Crestin (христианин), Pagân (язычник), Biserica (церковь) (от Basilica=базилика), Altar (алтарь), Cruce (крест), Preot (священник) и. др.

    В последующие годы упоминания о христианской общине Румынии встречаются в источниках неоднократно. Среди отцов Первого Вселенского Собора был один епископ из Дакии - Феофил. На открытии Иерусалимского храма Воскресения Христова в 337 году приехало много дакской молодежи. Двух епископов из Дакии, впавших в арианскую ересь, но пожелавших вернуться в общение с Церковью, упоминает в одной из своих работ Афанасий Великий. Епископы Томы (ныне Констанцы) и другие дакские архиереи участвовали в работе Второго и последующих Вселенских соборов.

    Св. Никита Ремесианский
    Св. Никита Ремесианский
    В конце IV - начале V века на территории Румынии проповедовал Евангелие латинский миссионер св. Никита Ремесианский. Результатом деятельности «апостола Дакии» стало основание нескольких монастырей и обращение ко Христу множества жителей Дакии.

    Большой интерес представляют найденные археологами в Добрудже раннехристианские храмы IV - Vвв., построенные прибывшими с Востока мастерами. В этот период Дакия входила в область Иллирика, а местные епископы находились в ведении архиепископа Сирмийского2, подлежавшего юрисдикции Папского престола.

    В 535 году император Юстиниан I учредил в своем родном городе новый церковный центр – епископию Первой Юстинианы, подчинив ей земли к северу от Дуная. В рескрипте императора говорилось буквально следующее: «Желая всячески возвеличить свою родину император хочет, чтобы и епископ ее пользовался правами высшего иерарха, именно, чтобы он был не только митрополитом, но и архиепископом. Его юрисдикция отныне должна простираться на следующие провинции: Дакию средиземную и береговую, верхнюю Мизию, Дарданию, Превалис, вторую Македонию и часть второй Паннонии.

    Император Юстиниан I
    Император Юстиниан I
    В старину префектура находилась в Сирмии, которая и служила центром как гражданского, так и церковного управления для всего Иллирика. Но во времена Аттилы, когда северные провинции были опустошены, префект Аппении бежал из Сирмии в Фессалонику, а «под сенью префектуры» и епископ этого города приобрел прерогативы высшего иерарха Иллирика. В настоящее время, ввиду того что придунайские области возвращены империи, император счел необходимым перенести префектуру опять на север, в Дакию средиземную, лежащую недалеко от Паннонии, где находилась раньше эта префектура, и поместить ее в своем родном городе. Ввиду такого возвышения Юстинианы, епископы ее отныне должны владеть всеми прерогативами и правами архиепископа и первенствовать среди епископов вышеозначенного округа».

    До VII века латинский оставался языком дакской Церкви. Но после смешения местных племен с славянами начался процесс формирования румынского этноса. Язык даков все больше отдалялся от латинского и обогащался славянскими словами и терминами (старо-румынский язык). В конце IX века практически повсеместно славянский стал языком христианского богослужения.

    В X веке в византийских, венгерских и славянских источниках начинает все чаще фигурировать этноним влахи (валахи). Это свидетельствовало о появлении нового – румынского народа. Большое влияние на церковную жизнь румын оказали в этот период обосновавшиеся на стыке Балкан и Дакии болгары. С тех пор отношения между двумя Церквами, располагавшимися на противоположных берегах Дуная, становились с каждым годом все более тесными. Однако общность исторической судьбы и даже противнстояние одним и тем же врагам не привели болгар и румын к потере своего своеобразия и идентичности.

    Император Василий II Болгаробойца
    Император Василий II Болгаробойца
    Славянский язык господствовал в Румынии восемь столетий (864 -1640). Многие слова были введены в этот период в церковный язык валахов: Vovedenia (Введение), Μilα (милость), Μilυί (милую), Utrenie (Утреня), Spovedanie (исповедь), Blagoslovenie (благословение) и. др.

    В VIII веке Церковь Первой Юстинианы, а вместе с ней и Дакии была передана императором Львом Исавром в полную юрисдикцию Константинополя.

    Вследствие возвышения Охриды в X веке для румын этот город стал главным религиозным центром. После того как в XI столетии император Василий II Болгаробойца, завоевав территорию болгарского государства, основал Охридскую архиепископию, ей подчинились и румынские епархии.

    В годы существования Тырновской епископии (а затем и Патриархата) (1241 – 1393) румынские архиереи находились в ведении Болгарской Церкви. Первый Тырновский патриарх Василий носил титул «Архиепископ Тырновский, примас болгар и влахов».

        

        


    1 «В кого уверовали иудеи, жившие тогда в Иерусалиме, и другие народы из пределов Гетулии, Мавритании, Испании, Галлии, обитатели Британии, недоступные для римлян, но покорившиеся Христу, сарматы, даки, германы, скифы, множество иных неизвестных нам стран и островов, которых и исчислить нельзя».

    2Сирмия – город на территории современной Сербии.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.