• Балканы, Афон, Константинополь
  • Румынская Церковь под юрисдикцией Константинопольского Патриархата

    После упразднения Тырновского патриархата православные жители Румынии оказались в церковной зависимости от Константинополя. Именно в этот период (XIV в.) после создания Дунайских княжеств – господарств Валахии и Молдавии при поддержке Вселенского патриархата Румынская Церковь организовалась в особые митрополии.

    Фанар
    Фанар
    Впрочем зависимость от Константинополя для валашских христиан носила прежде всего духовный характер. Вселенский патрирхат практически не вмешивался во внутренние дела Румынской Церкви. Большой самостоятельностью пользовались и румынские митрополиты, оказывавшие значительное влияние на ход гражданских дел. Фактически они были соправителями и главными советниками местных князей (госпадарей). Главной особенностью Румынской Церкви можно назвать оформившийся в этот период особый епархиальный управленческий институт – протопопиатство. Речь идет о вспомогательных органах по надзору за порядком церковной жизни, созданных при каждой епархии. Титул протопопа (назначаемого епархиальным архиереем) являлся в Румынии административной должностью, а не саном.

    В начале XIV в. на территории Румынии сложилось государство во главе с воеводой Александром Басарабом. После его настойчивых просьб Вселенский патриарх Каллист I, добившись согласия Синода и императора Иоанна V (1341-1391), санкционировал поставление Иакинфа Критопула первым Валашским митрополитом. Центром Угровалашской митрополии сделался город Куртя де Арджеш. Преемником Иакинфа в 1372 г. стал бывший афонский прот и игумен монастыря Кутлумуш Харитон (хиротонию совершил один из ключевых представителей исихастского движения Константинопольский патриарх Филофей Коккин).

    Румыния многим обязана Харитону. Он поддержал Православие в этой стране в очень непростой период усиления папского прозелитизма и активной католической экспансии. С помощью монаха Никодима (Тисманского) он перенес идеалы афонского монашества в эту страну. В Румынии был основан целый ряд монастырей, следовавших уставу Великой Лавры Афанасия Афонского и способствовавших распространению в регионе исихастской традиции. Множество иноков из Румынии стало стекаться на Афон, приобщаясь к древней традиции духовного делания. В 1517 г. столица и митрополичья кафедра были перенесена в город Тирговица, а спустя несколько лет в Бухарест.

    Между Румынией и Византией устанавливались все более и более тесные связи. Валахия стала убежищем для многих гонимых Константинопольских патриархов. Среди них следует особо отметить свт. Нифонта II. Он был освобожден валашским правителем из Адрианопольской тюрьмы. Византийский храм свт. Николая в г. Куртя де Арджеш, посторенный и расписанный греческими мастерами в 1392 году – древнейший из сохранившихся в Румынии храмов. В нем находится усыпальница валашских правителей.

        

    В XVI веке воевода Негу (Негое) Басараб воздвиг в Куртя де Арджеш величественный храм Успения Пресвятой Богородицы (1512 — 1517). На его освящение в 1521 году собрались представители всех Поместных Церквей. В правление этого же господаря (1512 — 1521) Валахию посетило большое число афонских монахов (греков и славян). В этот период валашских господари начали покровительствовать афонским обителям. Общепризнано, что именно благодаря их бескорыстной и огромной по своим масштабам помощи обители Святой Горы пережили период турецкого владычества.

    Преподобный Никодим Тисманский
    Преподобный Никодим Тисманский
    Образованное во второй половине XIVв. Молдавское княжество с самого начала оказалось под мощным католическим прозелитическим давлением (со стороны Польшы и Венгрии). Его связи с Вселенской патриархией были чрезвычайно слабы, поэтому когда Константинопольский патриарх Антоний IV направил в Молдавию афонского монаха Феодосия и мирополита Иеремию, они не был приняты ни Церковью, ни властями. В ответ присланный митрополит анафематствовал двух местных епископов, господаря, знать и народ (за исключением насельников двух монастырей). Конфликт удалось уладить в правление Александра I Доброго (1400 — 1432), когда патриархом Матфеем I (1397 — 1410) было санкционировано поставление местного церковного деятеля Иосифа в качестве митрополита Молдавского.

    Становление румынского монашества прошла в тесной связи с обителями Святой Горы Афон. Преподобный Никодим Тисманский (его отец был греком, а мать сербкой), перенеc начала афонского монашества в основанную им в Румынии обитель. В XVIII в. Молдавия и Валахия стали частью общеправославного «Филокалического возрождения». Знаменитый старец Паисий Величковский возродил начала старчества не только в этом регионе, но и на территории России. Этот выдающийся обновитель монастырской жизни в Румынии вместе со своими сподвижниками перевел с греческого на славянский язык многие святоотеческие творения, способствовал их изданию и широкому распространению.

    Преподобный Паисий Величковский
    Преподобный Паисий Величковский
    Во многочисленных румынских монастырях развивалось искусство, науки, хранилась византийская музыкальная традиция, работали школы, библиотеки и типографии.

    В 1588 году, возращавшийся из России патриарх Иеремия II при содействии Иерусалимского патриарха Софрония (1579-1608) и предстоятеля Антиохийской Церкви Иоакима VI (1593-1604) смог дать действенный отпор развернувшим свою деятельность в Дунайских княжествах миссионерам-иезуитам. Несколько лет спустя в 1613 году в борьбу с латинянами, проповедовавшими на территории Валахии, развернул патриарх Кирилл Лукарис. На Ясском соборе (1641 — 1642) было одобрено исповедание веры киевского митрополита Петра Могилы. В последующие годы особых успехов на ниве поддержки Православия в Дунайских княжествах сыграли патриарх Иерусалимский Досифей (+ 1707), открывший ясскую церковную типографию и владыка Хрисанф Нотарас – основатель множества учебных заведений разного уровня (+ 1731).

    Османы начали вторгаться в Валахию с 1390-х гг. Но окончательное подчинение румынских земель Османской империи произошло в конце XV в. Несмотря на ожесточенное сопротивление валашских господарей (например, Стефана ΙΙΙ Великого) в 1489 г. Молдавия а в 1496 Валахия стали вассалами турецких султанов. Формально княжества сохранили свою юридическую автономию в составе Османской империи, но отныне султаны получили право на утверждение в должности валашских господарей. Это незамедлительно привело к тому, что эта должность часто становилась предметом купли – продажи.

    В XVI в. наметился процесс постепенного перехода к использованию румынского языка в церковном богослужении. Этапным в этом отношении стало издание в 1544 г. в г. Сибиу «Румынского катехизиса». Параллельно все больше и больше романоязычных произведений стало издаваться на кириллице.

    В условиях иноземного господства молдавские господари и митрополиты неоднократно обращались за помощью к могущественной единоверной России. Речь шла не только просьбе материальной поддержки, но и мольбе о содействии в избавлении от турецкого ига и даже вхождении в состав Российской Империи.

    Фанариоты
    Фанариоты
    Положение населения (Валахии и Молдавии) значительно ухудшилось после неудачного Прутского похода предпринято в 1711 году императором Петром I в союзе с молдавским и валашским господарями. Турки обрушили на голову восставших жестокие кары. Валашский князь Брынковяну и три его малолетних сына были привезены в Константинополь и в 1714 году публично обезглавлены. Кроме того султан начал назначать господарями в Валахию (с 1716 года) и Молдавию (с 1711 г.) греков – фанариотов. Перед прибытием в валашские земли они проходили церемонию церковного постановления патриархом по полному чину интронизации византийских империаторов.

    Один из наиболее выдающихся церковных историков XX века архиепископ Афинский Хризотом Пападопулос следующим образом оценивал роль фанариотов в истории румынской Церкви и народа: «В лице этих господарей Дунайские княжества обрели мужественных защитников и благодетелей. Были построены храмы, монастыри и благотворительные учреждения1. Правители-греки облегчили положение крестьян, освободив их от рабства богатым землевладельцам… Развили национальное самосознание и румынскийязык, перевели на него Священное Писание и церковные книги, основали народные школы…,сделав эти страны важнейшими духовными и культурными центрами». В отечественной историографии на период фанариотского правления в Румынии до сих пор преобладает прямо противоположныйвзгляд: «Румынский народ был глубоко оскорблен и обижен гнусной системой фанариотов, деспотизм которых подавлял национальность и погрузил в невежество целую страну, истощив ее средства произвольными налогами, которыми они удовлетворяли жадность чиновников Порты и обогащали себя и свою челядь, стремившуюся в княжества за богатой добычей. Нравственное растление, принесенное фанариотами, проникло во все слои румынского народа». В национальной румынской историографии роль фанариотов также долгое время оценивалась исключительно негативно, однако в работах современных авторов преобладают взвешенные оценки, отражающие в том числе и позитивный вклад фанариотов в румынскую историю.

    Результатом русско-турецкой войны (1768 – 1774), ареной которой были Молдавия и Валахия стало подписание Кючук-Кайнарджийский мирного договора, по которому Россия получила право покровительства Дунайским княжествам, а румынским господарям разрешалось иметь в Константинополе своих доверенных лиц православного исповедания. Кроме того всем православным в пределах Османской империи предоставлялась свобода вероисповедания. Всем (в том числе и румынам), действовавшим во время войны против Порты, объявлялась амнистия, а конфискованные у них ранее земли возвращались.

    По итогам второй русско-турецкой войны (1787 – 1791) был заключен Ясский мирный договор, подтверждавший условия предыдущего а также даровавшего румынам двухлетнюю льготу относительно податей.


    1 В Бухаресте: Храм святого Георгия Нового и гостиница при нем (построен на пожертвования Апостола Лазариса), “Ставропольский” храм (воздвигнут в 1720 г. на средства грека Иоанна Ставрополиса и отреставрирован недавно при помощи английского принца Карла), церковь вмч. Екатерины (построена на средства супруги господаря Александра Ипсилантиса Екатерины в 1774 году. Храм Живоносного Источника (по данным А. Миронеску и другие благотворительные учреждения) сооружены на средства господаря Николая Маврогениса (1786 – 1790). Обители св. Анфима (ныне место, где заседает Синод Румынской Церкви) и монастырь Вакарешту (в настоящий момент превращен в тюрьму) построен господарем Николаем Маврокордатосом.

    Смотри также:

    Афанасий Зоитакис. История Константинопольского патриархата в IV – XV вв.
    В 330 г. Константин основал на месте Византия «новый Рим» и столицу - Константинополь.

    Афанасий Зоитакис. История Константинопольского патриархата в период Османского владычества (XV – XVIII вв.)
    23 мая 1453 года произошло, пожалуй, самое трагическое событие в греческой истории: под натиском турок-османов пал Константинополь. Знаменитый Софийский храм был разграблен и превращен в мечеть. Иконы, лишенные своих ценных украшений, разламывались и сжигались. Кресты с храма были сняты, а стены, покрытые живописью и мозаикой, были замазаны и оставлены без украшений. Погибла и Константинопольская библиотека. Совершенно исчезли, как рассказывают, 120 тысяч рукописей.

    Архимандрит Георгий (Капсанис). Пастырское служение по священным канонам

    К священнику, стремящемуся осуществлять пастырское руководство в согласии с волей Божией, выраженной в Священном Писании, Священном Предании и в основанных на нем священных канонах, а не в субъективном мнении каждого отдельного пастыря, обращена эта книга авторитетного греческого богослова и Старца, в прошлом профессора теологического факультета, а ныне игумена общежительного монастыря Преподобного Григория на Святой Афонской Горе, архимандрита Георгия (Капсаниса). Впервые на русском языке представлен основанный на святоотеческом учении богословский труд, в полноте раскрывающий и обосновывающий необходимость осуществлять духовничество, руководствуясь священными канонами, ибо «пастырское руководство в духе Предания – это вопрос спасения как пастыря, так и пасомых».