• Балканы, Афон, Константинополь
  • В Белграде прошла международная конференция, посвящённая Святой Горе Афон

    В Белграде с 16 по 18 мая прошла уникальная международная конференция «Афон и славянский мир», приуроченная к 1000-летию присутствия русских на Афоне.

        

    Участие в научных заседаниях конференции приняли представители православного духовенства, а также историки, филологи, богословы, искусствоведы, реставраторы и специалисты других гуманитарных специальностей занимающихся изучением Афона. На конференции выступили ведущие ученные из России, Сербии, Болгарии, Украины, Греции, Норвегии, Литвы и Италии.

    Инициированная Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырём конференция стала площадкой для обсуждения достигнутых ученными результатов и дальнейших перспектив их научной работы.

    Заведующий библиотекой, архивом и музеем Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне Монах Ермолай (Чежия) презентовал на конференции первую часть уникального «каталога рукописей, печатных книг и архивных материалов Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне»: «Славяно-русские рукописи, хранящиеся в Библиотеке и Архиве монастыря».

    Международный Фонд восстановления и сохранения культурного и духовного наследия Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря планирует в период с 2014 по 2016 гг. организовать ещё несколько научных конференции в рамках цикла «Афон и славянский мир» в столицах православных славянских государств.

        

    ***

    В рамках конференции, которая прошла в столице Сербии прозвучали следующие научные доклады:

    Пирогов Валерий Иванович (Москва, Россия)

    Русская историческая наука и история Россикона

    Бошков Мирjана (Нови Сад, Србиjа)

    Документарни подаци о манастиру Светог Пантелејмона у историјском контексту његових односа са спољашњим светом – отворена питања и недоумице

    Талалай Михаил Григорьевич (Москва, Россия)

    Исторические связи между Пантелеимоновым монастырем и Ильинским скитом

    Вах Кирилл Алексеевич (Москва, Россия)

    Неизданная переписка российского посла в Константинополе графа Н. П. Игнатьева с о. Иеронимом (Соломенцовым) и о. Макарием (Сушкиным)

    Шумило Виталий Викторович (Чернигов, Украина)

    «Автобиография» схиепископа Петра (Ладыгина) как источник по истории Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря

    Зубов Дмитрий Васильевич (Москва, Россия)

    Методология реконструкции актового наследия Свято-Пантелеимонова монастыря. Актуализация экономических показателей хозяйственной деятельности монастыря

    Merlini Marco (Rome, Italy)

    Amalphion: the Benedictine Monastery that operated on Mount Athos from the X to the XIII century to unite Christian Churches

    Шумило Сергей Викторович (Киев, Украина)

    Влияние Святой Горы Афон на духовно-культурное и политическое возрождение на Украине в XVII столетии

    Зоитакис Афанасий Георгиевич (Москва, Россия)

    Традиционное просветительство XVIII–XIX вв. как общеправославное движение (Паисий Величковский, Никодим Святогорец и другие участники «филокалического возрождения»)

    Јеромонах Доситеј (Радивојевић) (Хиландар, Света Гора)

    Освећење иконе именом Божиjим са аспекта именославља

    Фролов Игорь Валентинович (Москва, Россия)

    Концепция славянского паломничества на Афоне

    Кривко Роман Николаевич (Москва, Россия)

    Становление славянской гимнографии новосавваитского («иерусалимского») типа на Афоне в начале XIV в.

    Миодраг Предраг (Белград, Сербия)

    Из истории литургического наследия Русского Свято-Пантелеимонова монастыря во время сербского правления

    Павликянов Кирилл (София, Болгария)

    Славянское монашеское присуствие в афонском монастыре Великая Лавра в ХІV и ХV вв.: роль русских книжников

    Джурова Аксиния (София, Болгария)

    Об особеностях декоративного убранства списка Хроники Георгия Амартола из Свято-Пантелеимонова монастыря (Cod. Gr. 17), 1387 г.

    Игошев Валерий Викторович (Москва, Россия)

    История серебряной митры патриарха Константинопольского Григория V работы русского мастера конца XVIII – начала XIX в. из монастыря Св. Ильи Пророка на острове Санторини (по материалам российско-греческой экспедиции)

    Подковырова Вера Григорьевна (Санкт-Петербург, Россия)

    Стенописи монастырей Афона и иконография циклов миниатюр к русским лицевым Апокалипсисам

    Ковачевић Мирко, Стевица Трипковић (Београд, Србиjа)

    Хиландарска саборна црква и архитектура Моравске школе

    Афанасьева Татьяна Игоревна (Санкт-Петербург, Россия)

    Афонские источники древнерусской литургической компиляции рубежа XIII–XIV вв. «Толковая служба»

    Белякова Елена Владимировна (Москва, Россия)

    Афонские славянские списки Скитского устава и их значение для русского монашества

    Лосева Ольга Викторовна (Москва, Россия / Салоники, Греция)

    Распространение почитания преподобных Петра и Афанасия Афонских на Руси

    Корогодина Мария Владимировна (Санкт-Петербург, Россия)

    Какие «Правила» вывез со Святой Горы преподобный Савва в тверской Саввинский монастырь?

    Алексеев Алексей Иванович (Санкт-Петербург, Россия)

    Афонская тема в полемике иосифлян и нестяжателей в конце XV – начале XVI в.

    Лённгрен Тамара Павловна (Тромсё, Норвегия)

    Афонская тема в Соборнике преподобного Нила Сорского

    Пеев Димитр (София, Болгария)

    Зографское евангелие: обыденные странствования канонического текста

    Полывянный Дмитрий Игоревич (Иваново, Россия)

    Афон как источник культурных традиций возобновленного Болгарского царства в конце XII – первой половине XIII вв.

    Спасова Мария (Велико Търново, България)

    Атонската Света гора в българскaта книжнина от XIII-XIV век

    Чешмеджиев Димо (Пловдив, Болгария)

    Болгары и Афон в конце XIV в.

    Moussakova Elissaveta (Sofia, Bulgaria)

    Bulgarian Men of Letters and The Holy Mountain in the 17th Century

    Поповски Козма (София, България)

    Неизвестни и малкоизвестни ръкописи от сбирката на Зографската света обител

    Пентковская Татьяна Викторовна (Москва, Россия)

    Сербские типиконы афонских обителей

    Шпадијер Ирена (Београд, Србиjа)

    Пантелејмон 22 – један необичан српски зборник из првих деценија ХV века

    Темчинас Сергеюс (Вильнюс, Литва)

    Афонско-сербский оригинал супрасльского рукописного комплекта служебных миней середины XVI в. и его дальнейшая судьба

    Иванова Климентина (София, Болгария), Велковска Елена (Сиена, Италия)

    Хиландарская рукопись № 404 (К истории славянского перевода новоизводных триодных панегириков на Афоне)

    Елесиевич Снежана (Белград, Сербия)

    Хиландарский список Слова Илариона, митрополита Киевского, к брату столпнику

    Марко Скарпа (Венеция, Италия)

    Славянский перевод творения св. Нила Кавасилы: новый взгляд на подлинник

    Суботин-Голубович Татьяна (Белград, Сербия)

    Служба св. Пантелеимону по сербским рукописям XIII и XIV веков

    Бубало Ђорђе (Београд, Србиjа)

    Душаново законодавство на Светоj Гори

    Вукашиновић Владимир (Београд, Србиjа)

    Литургија Светог Јакова у српском рукописном предању – од Свете горе 17. века до Карловачке митрополије 18. века

    Jовановић Томислав (Београд, Србиjа)

    Ка светогорском српском отачнику

    Герд Лора Александровна (Санкт-Петербург, Россия)

    Хиландарский монастырь в донесениях русских дипломатов начала ХХ в.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том IV. Семейная жизнь.

    Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В IV томе «Слов» собраны поучения Старца о семье и тех испытаниях, которым подвергается человек из-за кризиса, переживаемого семьёй в нашу эпоху.