• Балканы, Афон, Константинополь
  • Митрополит Антоний (1920-2005). Часть 3. Монахолюбивый епископ и аскет

    Вступив на архиерейскую кафедру отец Антоний увидел, что монастыри его епархии заброшены, страдают от нехватки монахов и испытывают хозяйственные проблемы. Придававший огромное значение роли монашества, Владыка сразу приступил к возрождению и восстановлению православных обителей.

    Часть 1

    Часть 2

    Владыка Антоний с радостью исповедовал всех желающих в монастыре Микрокастро, кафедральном соборе и в деревенских храмах. Он был противником накладывания епитимий, связанных с длительным отлучением от Причастия. Когда Митрополит видел у человека искреннее покаяние и действительный отказ от греха, он разрешал ему приобщиться к Таинству.

    Владыка был очень чутким человеком. Он не хотел, чтобы он сам или кто-то из священников его епархии дали кому-то даже малейший повод осудить Церковь.

    Внешне отец Антоний производил впечатление человека подвижнической жизни. Он был худым, а лицо его всегда было исполнено спокойствия и умиротворения.

    Владыка принимал всех приходивших к нему в здании митрополии. Каждого гостя встречал лично и сам готовил для него угощение. Со всеми Митрополит говорил спокойно и смиренно, как равный с равными, не стремясь показать себя или унизить кого-то. Он не хотел расстроить ближнего, с каждым говорил с отеческой любовью и заботой.

    Преосвященнейший был человеком дела, а не разрушения, созидания, а не расстройства1. Примирял противоборствующих, смирением отгонял помыслы и гасил в зародыше начинающиеся духовные пожары. Административные и управленческие вопросы своей епархии он решал скрупулёзно и успешно. Легко находил общий язык не только с духовенством, но и с местными властями.

    Монахолюбивый епископ и аскет

    Вступив на архиерейскую кафедру отец Антоний увидел, что монастыри его епархии заброшены, страдают от нехватки монахов и испытывают хозяйственные проблемы. Придававший огромное значение роли монашества, Владыка сразу приступил к возрождению и восстановлению православных обителей.

    Он позаботился о том, чтобы в монастырь Пресвятой Богородицы в Микрокастро пришёл известный духовник отец Стефан (Ринос). Для начала восстановительных работ в обители он выделил ему 37.000.000 драхм, а впоследствии снабжал необходимыми средствами на регулярной основе. Отец Антоний установил, что в монастыре минимум один раз в месяц должна проходить ночная служба и на этом богослужении всегда присутствовал лично. На деле многочасовые Всенощные бдения в обители Пресвятой Богородицы проходили не только один раз в месяц, но и на все большие праздники. На всех ночных службах Владыка исповедовал сам до хвалитных псалмов, после чего облачался и начинал служить Литургию. Постепенно монастырь Микрокастро стал настоящим духовным оазисом не только для Сиатистской митрополии, но и для всей Западной Македонии.

    Во время постов Владыка приглашал со Святой Горы Афон духовников и игуменов, чтобы они исповедовали, служили и проводили беседы с народом.

    Некоторое время спустя митрополит Антоний передал обитель Микрокастро женской братии. Число насельниц монастыря стало возрастать с каждым годом и вскоре обитель стала крупнейшим духовным центром Сиатистской епархии.

    Тем временем отец Стефан (Ринос) взялся за возрождение монастыря Преображения Господня в Дриовуни. Владыка поддержал его и выделил на строительные работы необходимые средства. Впоследствии эта обитель также стала важным центром православного монашества, который оказывает огромную духовную помощь многочисленным паломникам.

    Всего владыка Антоний возродил в своей митрополии восемь мужских и женских монастырей. Он радовался их достижениям, помогал и регулярно посещал эти обители. Когда Владыка только вступил на митрополичью кафедру, в его епархии не было ни одного иеромонаха и действующего монастыря, а в храмах обителей нерегулярно служили приходские священники из близлежащих селений. Сегодня в Сиатистской епархии более двадцати иеромонахов, некоторые из которых являются известными духовниками, оказывающими большую духовную поддержку православному народу.

    В своих беседах митрополит Антоний часто подчёркивал важность православного монашества и говорил, что обязанность архиереев – помогать монахам: «Я не хочу строить ни конференц-залов, ни других центров для собраний. Если необходимо что-то обсудить, можно собраться в Архондарике одного из монастырей. Всё остальное - излишнее транжирство. Деньги, которые мне жертвуют, я отдаю на монастыри. Это мой долг».

    О любви Преосвященнейшего к монашеству свидетельствуют и его регулярные поездки на Святую Гору Афон. Много лет его духовником был игумен Гавриил Дионисиатский. С многими афонскими монастырями и кельями Владыку связывали прочные духовные узы. Святогорцы, видя его смирение и подвижническую жизнь, принимали отца Антония за своего, часто приглашали его на престольные праздники и хиротонии.

    Но отец Антоний был не только монахолюбивым епископом, но и сам жил как монах. Он сочетал архиерейское служение с аскетической подвижнической жизнью.

    У митрополита Антония всегда был духовник, которому он старался исповедоваться как можно чаще. После хиротонии духовным отцом владыки стал митрополит Неапольский и Ставрупольский Дионисий. Несмотря на то, что он был младше отца Антония, он всегда спрашивал совета духовника и оказывал ему монашеское беспрекословное послушание.

    Митрополит Антоний привык ложиться спать рано, а ночью просыпаться и вставать на молитву. Уже молодым священником он любил служить раннюю Литургию. Владыка молился очень много. Делал много земных поклонов и творил Иисусову молитву. Молодых священников он также призывал не сидеть сложа руки: «Творите земные поклоны! Почему вы сидите и не молитесь?». Старец Паисий2 говорил о владыке Антонии, что из-за того, что тот всё время молится по чёткам – его правое плечо ниже чем левое. Сам Митрополит по своему смирению не принимал в расчёт свои добрые дела и говорил старцу: «Люди-то хорошие. Это мы, священники, не такие, какими должны были бы быть».

    Митрополит Антоний был великим постником. Более 55 лет не ел мяса. Даже в дни, когда не было поста, добавлял в пищу не оливковое, а невкусное масло из семечек. В Великий Пост ел только хлеб и апельсиновый сок. Готовил Владыка себе сам один раз в неделю. Ел приготовленную пищу в течении семи дней, а потом готовил снова. Он не считал ниже своего достоинства самому разбирать чечевицу у себя в рабочем кабинете. Летом Митрополит обычно довольствовался одним арбузом в день. Половину съедал на обед, половину на ужин. Или готовил себе салат из одних помидоров без масла и лука. Мог съесть сухарик, орех с медом и выпить апельсиновый сок. Предпочитал фрукты, зелень и бобовые. Еда не заботила владыку и он отказывался от приглашений на банкеты, куда его регулярно приглашали.

    Жажду и голод владыка Антоний утолял исполнением Воли Божией. Вкусной и сытной пищи он не готовил даже в дни Великих Праздников. Однажды в день Пасхи его пришёл поздравить отец Стефан и к своему удивлению увидел, что владыка ест мусталеврью (сладкое постное блюдо из виноградного сусла с мукой).

    - Владыка, сегодня, в день Пасхи, вы едите мусталеврью?

    - У меня было немножко молочка, но я побоялся, что после поста у меня из-за него будет желудочное расстройство.

    В другой раз на Рождество митрополит Антоний «разговелся» инжиром с хлебом. Когда духовные чада приглашали его к себе домой, владыка говорил: «приготовьте какую-нибудь маленькую рыбку с овощами. Не надо ничего дорогого». Он всегда ел немного, как птичка.

    Отец Антоний привык к холоду и зимой одевал только подрясник. В его келье температура не превышала 12 градусов по Цельсию.

    С самого начала своего архиерейского служения он жил один в здании митрополии. Сам готовил, убирался и принимал гостей. У него не было ни повара, ни уборщицы, ни других помошников.

    По вечерам митрополит обычно ходил в монастырь в Дриовуно. Он чувствовал себя монахом и именно в монастыре находил покой и умиротворение.

    Продолжение следует…

    1 2Кор. 10:8.

    2 Речь идёт о старце Паисии Святогорце.

    Смотри также:

    По вере и чудеса. Любовь ко всем. Благословенный Симеон
    Сегодня мы публикуем несколько отрывков из книги «Подвижники-миряне». Ее автор – современный афонский старец, ближайший сподвижник хорошо известного в России Паисия Святогорца. Впервые «Подвижники-миряне» были опубликованы в 2008 году, вскоре книга стала не только греческим но и мировым бестселлером. Выдержала много переизданий в Греции и других европейских странах и даже были переведена на албанский и арабский языки. В 2011 году книга была опубликована Издательским Домом «Святая Гора».
    Отец Илия Диаманти́дис Мироточивый
    Мы продолжаем публиковать главы из книги «Подвижники-миряне». Ее автор – современный афонский старец, ближайший сподвижник хорошо известного в России Паисия Святогорца. Впервые «Подвижники-миряне» были опубликованы в 2008 году, вскоре книга стала не только греческим но и мировым бестселлером. Выдержала много переизданий в Греции и других европейских странах и даже были переведена на албанский и арабский языки. В 2011 году книга была опубликована Издательским Домом «Святая Гора».
    В Греции вышел второй том книги «Подвижники-миряне»
    Издательский Дом «Святая Гора» планирует её публикацию на русском языке (ориентировочно в конце 2013 года). Отдельные главы из книги будут регулярно выкладываться на нашем сайте начиная с завтрашнего дня. Таким образом, Вы сможете стать первыми читателями книги, которая ещё только готовится к публикации.
    Подвижники в миру
    Agionoros.ru начинает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).  По просьбе автора мы изменили название книги с «Подвижники-миряне» на «Подвижники в миру».
    Подвижники в миру. Димитрий Аргиропулос
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Георгий Иланидис
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Апостолос Цалапатас
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Димитрий и Ева Саулиди
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Митрополит Антоний (1920-2005)
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Митрополит Антоний (1920-2005). Часть 2. За тридцать лет своего пастырского служения он сорок раз посетил все населённые пункты своей епархии
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Митрополит Антоний (1920-2005). Часть 4. На заседания Священного Синода приезжал на троллейбусе
    Владыка не искал славы, но был славен своей добродетелью. Автомашину митрополии он сразу поставил в гараж и ни разу не использовал. В Афины ездил на рейсовом автобусе, а на заседания Священного Синода приезжал на троллейбусе. Не случайно в народе владыку называли «архиерей общественного транспорта».
    Митрополит Антоний (1920-2005). Окончание. Чудеса и наставления.
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Подвижники в миру: Отец Лазарь Амвросиадис. Часть 1
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Подвижники в миру: Отец Лазарь Амвросиадис. Часть 2
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Подвижники в миру: Отец Лазарь Амвросиадис. Окончание
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Подвижники в миру: иерей Димитрий Пападимитриу
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Подвижники в миру: Екатерина Дерва. Часть 1
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II). Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию начало рассказа об Екатерине Дерва – подвижнице, о которой знаменитый афонский старец Ефрем Катунакский: «В Раю она будет среди первых, выше чем многие монахи-святогорцы. Я на протяжение всей своей жизни не встречал такого человека и не мог себе даже представить, что такие люди живут в миру. Екатерина сделала богословие содержанием своей жизни и достигла высших ступеней подвижнической жизни. Эта старушка своей простотой, внутренним общением с Богом посредством молитвы, великим смирением, жаждой и стремлением быть со Христом – в миру достигла высоты, которая не под силу многим монашествующим».
    Подвижники в миру: Екатерина Дерва. Часть 2
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II). Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию начало рассказа об Екатерине Дерва – подвижнице, о которой знаменитый афонский старец Ефрем Катунакский: «В Раю она будет среди первых, выше чем многие монахи-святогорцы. Я на протяжение всей своей жизни не встречал такого человека и не мог себе даже представить, что такие люди живут в миру. Екатерина сделала богословие содержанием своей жизни и достигла высших ступеней подвижнической жизни. Эта старушка своей простотой, внутренним общением с Богом посредством молитвы, великим смирением, жаждой и стремлением быть со Христом – в миру достигла высоты, которая не под силу многим монашествующим».
    Подвижники в миру: Екатерина Дерва. Часть 3
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II). Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию окончание рассказа об Екатерине Дерва – подвижнице, о которой знаменитый афонский старец Ефрем Катунакский сказал: «В Раю она будет среди первых, выше чем многие монахи-святогорцы. Я на протяжение всей своей жизни не встречал такого человека и не мог себе даже представить, что такие люди живут в миру. Екатерина сделала богословие содержанием своей жизни и достигла высших ступеней подвижнической жизни. Эта старушка своей простотой, внутренним общением с Богом посредством молитвы, великим смирением, жаждой и стремлением быть со Христом – в миру достигла высоты, которая не под силу многим монашествующим».
    Старец Серафим (Димопулос). Часть 1
    Agionoros.ru продолжает рассказывать о современных подвижниках благочестия. Иеромонах Серафим Димопулос известен далеко за пределами Греции. Он много лет дружил с афонскими старцами Паисием и Порфирием, проповедовал в Африке, обратил в Православие более тысячи албанских иммигрантов, опубликовал книги о преподобном Серафиме Саровском и святителе Игнатии Брянчанинове. Отец Серафим был прозорливым старцем, за советом и помощью к нему стекались люди со всех уголков православного мира.
    Старец Серафим (Димопулос). Часть 6
    AgionOros.ru продолжает рассказывать о современных подвижниках благочестия. Иеромонах Серафим (Димопулос) известен далеко за пределами Греции. Он много лет дружил с афонскими старцами Паисием и Порфирием, проповедовал в Африке, обратил в Православие более тысячи албанских иммигрантов, опубликовал книги о преподобном Серафиме Саровском и святителе Игнатии Брянчанинове. Отец Серафим был прозорливым старцем, за советом и помощью к нему стекались люди со всех уголков православного мира.
    Старец Серафим (Димопулос). Часть 7. Проявление благодатных даров старца
    Рассказывает духовное чадо отца Тимофея: «Во время первой нашей встречи старец подарил мне «Лавсаик». Книга о подвигах монахов египетской пустыни меня не заинтересовала, так как в то время все мои мысли были неразрывно связаны с идеей о будущей женитьбе. С трудом я оказал послушание старцу и прочитал всю книгу.
    Подвижники в миру: Монах Димитрий
    Блаженный памяти Соломос (в иночестве Димитрий) был родом из деревни Крито Маротто на острове Кипр. Он родился в 1859 году. Женился на Параскеве Христодулу и поселился в селении Фити Пафского района. У благочестивых супругов родилось пять детей. Во время родов младшего сына по имени Христодул Параскева умерла. Соломос овдовел в возрасте 43 лет. С верой в Бога он превозмогал трудности, оставался верен своей супруге, вырастил и помог встать на ноги детям.
    Подвижники в миру: Священник Иоанн Сгурас
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру».

    Старец Паисий Святогорец. Письма

    В книге собраны письма известного во всём православном мире греческого афонского монаха, подлинного святого нашего времени, авторитетнейшего духовного наставника и писателя Старца Паисия Святогорца (1924-1994), направленные сестрам монастыря Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в Суроти. Эти мудрые наставления – бесценное сокровище духовного опыта, помогающее в спасении души. Особое внимание в письмах Старец Паисий уделяет монашествующим, однако великую пользу найдут для себя в этой книге и благочестивые миряне, поскольку, по словам Старца, Евангельский идеал и заповеди Христовы едины для всех. Эта книга, написаннаянеобыкновенно ярким и образным языком выдержала десятки переизданий на многих языках и стала настоящим бестселлером современной христианской литературы.