• Балканы, Афон, Константинополь
  • Митрополит Антоний (1920-2005). Часть 4. На заседания Священного Синода приезжал на троллейбусе

    Владыка не искал славы, но был славен своей добродетелью. Автомашину митрополии он сразу поставил в гараж и ни разу не использовал. В Афины ездил на рейсовом автобусе, а на заседания Священного Синода приезжал на троллейбусе. Не случайно в народе владыку называли «архиерей общественного транспорта».

    Часть 1

    Часть 2

    Часть 3

    Милостивый и нестяжательный

    Владыка Антоний был совершенно не привязан к деньгам. Всю свою заработную плату1он раздавал нуждающимся. Также поступал с пожертвованиями. Карманы отца Антония всегда были пусты. Любой нуждающийся мог прийти в митрополию и получить у Владыки гарантированную финансовую помощь.

    Детям из небогатых семей Митрополит помогал получить образование. Он ежемесячно высылал им необходимую сумму для оплаты общежития, на питание и другие расходы.

    Однажды знакомая женщина пожертвовала владыке Антонию десять золотых лир. Рано утром он позвонил отцу Стефану и сказал: «Отче, ночью я совсем не спал. Мне пожертвовали десять золотых лир. Я боялся, что если умру – люди найдут десять золотых монет и скажут что православный митрополит собирал золотые лиры». В ту же минуту Владыка поспешил в монастырь и пожертвовал деньги на нужды обители.

    Когда митрополит Антоний бывал в Афинах, его часто приглашали совершить таинство Соборования. Все деньги, которые ему жертвовали, он неизменно отдавал монастырям своей епархии.

    Деньги, которые ему жертвовали в деревнях, владыка никогда не брал а опускал в ящик для пожертвований храма того же селения, где его хотели отблагодарить деньгами.

    О себе отец Антоний не думал никогда. Он ограничивал себя во всём, чтобы иметь возможность помогать бедным. Его милостыня всегда была тайной. Только Бог и те, кому он помогал, знают какой огромной была его благотворительная деятельность.

    Простой и смиренный

    Смирение владыки было так велико, что в этом отношении с ним не могли сравниться не только архиереи, но и большинство священников. После престольного праздника храма святой Марины в Цотили все шли в митрополию за традиционным угощением. Владыка сажал за свой стол о. Хризостома Зафиропулоса, а сам садился на простую табуретку вместе с остальными.

    По вечерам он часто без предварительного предупреждения приходил в монастырь в Дриовуно. Он заходил в Архондарик, и если его приход оставался для братии незамеченным, мог долго просидеть в одиночестве, боясь отвлечь монахов от их дел и забот. Во время трапезы он ел вместе с остальными иноками, не требуя себе какого-то особенного угощения.

    В первые годы архиерейского служения у митрополита Антония не было ни энколпиона, ни архиерейского посоха. У него была простая деревянная трость без серебряной рукоятки. Мантию он взял только для своей хиротонии. После этого ни разу не надевал её в пределах своей митрополии.

    Однажды владыку Антония пригласили на престольный праздник в афонский монастырь Филофей. Ему одели мантию и подняли на архиерейский трон. Иноки подходили к нему за благословением, а Митрополит не шевелился и стоял с высоко поднятой головой. Иеромонах Стефан удивился: «Неужели Владыка так возгордился из-за того, что ему одели мантию? Не может такого быть. Что-то случилось». Он подошёл к отцу Антонию и спросил, всё ли у него хорошо.

    - Отец Стефан, я задыхаюсь! Этот хомут, который вы на меня одели, я не могу носить. Он очень тяжёлый.

    - Преосвященнейший, может вы наступили на мантию?

    - Не знаю.

    И действительно оказалось, что он наступил на облачение. Когда мантию поправили, Владыка принял свою обычную позу с склонённой вниз головой.

    «Злата и одежды»2он не жаждал никогда. Владыка носил майки, которые остались у него со времён армейской службы. Потёртые брюки и рубашки. Когда на одежде появлялись дырки – он её зашивал и снова надевал. Владыке покупали и дарили новые рясы, брюки и рубашки, он благодарил и не отказывался от подарков, но отдавал их другим, сам же оставался в ветхих одеждах.

    Ещё со времён службы отца Антония странствующим проповедником у него был деревянный саквояж. Со временем у него отломилась ручка и сломался замок, поэтому Владыка закрывал его верёвочкой и носил подмышкой. Ему дарили всё новые и новые портфели и саквояжи, которые митрополит принимал с благодарностью, но тотчас отдавал нуждающимся.

    Он оставался простым и смиренным архиереем, который выше денег и имущества и не беспокоится о ценах и курсах валют.

    Когда отец Антоний служил в деревнях, он надевал единственное облачение, которое у него было на протяжении всего его иерейского служения. Сестры монастыря в Ормилии сшили ему красивое облачение, но он его так ни разу и не надел.

    У Владыки была одна единственная митра (самая дешёвая из тех что можно было встретить в продаже), которую он надевал только на Рождество, Пасху и Успение. Его архиерейская одежда в основном состояла из частей облачений почивших архиереев. Поэтому разные части облачения митрополита были разных цветов. Но Благодать Божия озаряла благоговейного и смиренномудрого Владыку одетого в старые и скромные облачения. Во время Божественной Литургии его лицо сияло удивительным неземным светом.

    Владыка не искал славы, но был славен своей добродетелью. Автомашину митрополии он сразу поставил в гараж и ни разу не использовал. В Афины ездил на рейсовом автобусе, а на заседания Священного Синода приезжал на троллейбусе. Не случайно в народе владыку называли «архиерей общественного транспорта».

    Во время путешествий Владыка крестился, проезжая мимо каждого храма и поклонной часовни.

    Во время одной из поездок в Афины автобус митрополита Антония застрял в местечке Камена Вурла из-за сильного снегопада. Всю ночь Владыка бодрствовал и молился оставаясь на своём кресле в автобусе.

    Пастырские визиты по территории своей митрополии он совершал пешком, на армейском внедорожнике или автостопом.

    Некоторые случаи, связанные с его путешествиями, надолго вошли в народную память. Однажды Митрополит шёл пешком из одной деревни в другую и по дороге встретил двухместный пикап местного фермера. Водитель не знал Митрополита в лицо и принял его за простого священника. Вместе с фермером ехала и его жена, и фермер попросил её пересесть в кузов, чтобы посадить в салон батюшку, но Митрополит первым успел забраться в кузов, чтобы не стеснить фермера и его супругу. Когда машина въехала в деревню, водитель увидел, что на центральной площади селения собрались все местные жители от мала до велика. Только тогда он понял, что в кузове своего пикапа вёз самого Митрополита.

    В другой раз Владыка шёл пешком из Сиатисты в Галатини. По дороге ему встретился мусоровоз, который подвёз его до места назначения.

    В одном из селений Воийского района Владыку однажды подвёз до места назначения трактор. Водитель не понял, что подвозит самого Митрополита, и спросил его, по какой цене он приобрёл мёд (небольшую банку с которым Владыка держал в руках). Отец Антоний назвал цену, которая показалась трактористу чересчур высокой: «Эх батюшка, тебя, наверное, приняли за какого-нибудь архиерея и содрали с тебя столько денег».

    Окончание следует…


    1 В Греции священнослужители являются государственными служащими и получают зарплату.

    2 4я книга Царств, 7:8.

    Смотри также:

    По вере и чудеса. Любовь ко всем. Благословенный Симеон
    Сегодня мы публикуем несколько отрывков из книги «Подвижники-миряне». Ее автор – современный афонский старец, ближайший сподвижник хорошо известного в России Паисия Святогорца. Впервые «Подвижники-миряне» были опубликованы в 2008 году, вскоре книга стала не только греческим но и мировым бестселлером. Выдержала много переизданий в Греции и других европейских странах и даже были переведена на албанский и арабский языки. В 2011 году книга была опубликована Издательским Домом «Святая Гора».
    Отец Илия Диаманти́дис Мироточивый
    Мы продолжаем публиковать главы из книги «Подвижники-миряне». Ее автор – современный афонский старец, ближайший сподвижник хорошо известного в России Паисия Святогорца. Впервые «Подвижники-миряне» были опубликованы в 2008 году, вскоре книга стала не только греческим но и мировым бестселлером. Выдержала много переизданий в Греции и других европейских странах и даже были переведена на албанский и арабский языки. В 2011 году книга была опубликована Издательским Домом «Святая Гора».
    В Греции вышел второй том книги «Подвижники-миряне»
    Издательский Дом «Святая Гора» планирует её публикацию на русском языке (ориентировочно в конце 2013 года). Отдельные главы из книги будут регулярно выкладываться на нашем сайте начиная с завтрашнего дня. Таким образом, Вы сможете стать первыми читателями книги, которая ещё только готовится к публикации.
    Подвижники в миру
    Agionoros.ru начинает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).  По просьбе автора мы изменили название книги с «Подвижники-миряне» на «Подвижники в миру».
    Подвижники в миру. Димитрий Аргиропулос
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Георгий Иланидис
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Апостолос Цалапатас
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Димитрий и Ева Саулиди
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Митрополит Антоний (1920-2005)
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Митрополит Антоний (1920-2005). Часть 2. За тридцать лет своего пастырского служения он сорок раз посетил все населённые пункты своей епархии
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Митрополит Антоний (1920-2005). Часть 3. Монахолюбивый епископ и аскет
    Вступив на архиерейскую кафедру отец Антоний увидел, что монастыри его епархии заброшены, страдают от нехватки монахов и испытывают хозяйственные проблемы. Придававший огромное значение роли монашества, Владыка сразу приступил к возрождению и восстановлению православных обителей.
    Митрополит Антоний (1920-2005). Окончание. Чудеса и наставления.
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Подвижники в миру: Отец Лазарь Амвросиадис. Часть 1
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Подвижники в миру: Отец Лазарь Амвросиадис. Часть 2
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Подвижники в миру: Отец Лазарь Амвросиадис. Окончание
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Подвижники в миру: иерей Димитрий Пападимитриу
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Подвижники в миру: Екатерина Дерва. Часть 1
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II). Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию начало рассказа об Екатерине Дерва – подвижнице, о которой знаменитый афонский старец Ефрем Катунакский: «В Раю она будет среди первых, выше чем многие монахи-святогорцы. Я на протяжение всей своей жизни не встречал такого человека и не мог себе даже представить, что такие люди живут в миру. Екатерина сделала богословие содержанием своей жизни и достигла высших ступеней подвижнической жизни. Эта старушка своей простотой, внутренним общением с Богом посредством молитвы, великим смирением, жаждой и стремлением быть со Христом – в миру достигла высоты, которая не под силу многим монашествующим».
    Подвижники в миру: Екатерина Дерва. Часть 2
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II). Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию начало рассказа об Екатерине Дерва – подвижнице, о которой знаменитый афонский старец Ефрем Катунакский: «В Раю она будет среди первых, выше чем многие монахи-святогорцы. Я на протяжение всей своей жизни не встречал такого человека и не мог себе даже представить, что такие люди живут в миру. Екатерина сделала богословие содержанием своей жизни и достигла высших ступеней подвижнической жизни. Эта старушка своей простотой, внутренним общением с Богом посредством молитвы, великим смирением, жаждой и стремлением быть со Христом – в миру достигла высоты, которая не под силу многим монашествующим».
    Подвижники в миру: Екатерина Дерва. Часть 3
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II). Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию окончание рассказа об Екатерине Дерва – подвижнице, о которой знаменитый афонский старец Ефрем Катунакский сказал: «В Раю она будет среди первых, выше чем многие монахи-святогорцы. Я на протяжение всей своей жизни не встречал такого человека и не мог себе даже представить, что такие люди живут в миру. Екатерина сделала богословие содержанием своей жизни и достигла высших ступеней подвижнической жизни. Эта старушка своей простотой, внутренним общением с Богом посредством молитвы, великим смирением, жаждой и стремлением быть со Христом – в миру достигла высоты, которая не под силу многим монашествующим».
    Старец Серафим (Димопулос). Часть 1
    Agionoros.ru продолжает рассказывать о современных подвижниках благочестия. Иеромонах Серафим Димопулос известен далеко за пределами Греции. Он много лет дружил с афонскими старцами Паисием и Порфирием, проповедовал в Африке, обратил в Православие более тысячи албанских иммигрантов, опубликовал книги о преподобном Серафиме Саровском и святителе Игнатии Брянчанинове. Отец Серафим был прозорливым старцем, за советом и помощью к нему стекались люди со всех уголков православного мира.
    Старец Серафим (Димопулос). Часть 6
    AgionOros.ru продолжает рассказывать о современных подвижниках благочестия. Иеромонах Серафим (Димопулос) известен далеко за пределами Греции. Он много лет дружил с афонскими старцами Паисием и Порфирием, проповедовал в Африке, обратил в Православие более тысячи албанских иммигрантов, опубликовал книги о преподобном Серафиме Саровском и святителе Игнатии Брянчанинове. Отец Серафим был прозорливым старцем, за советом и помощью к нему стекались люди со всех уголков православного мира.
    Старец Серафим (Димопулос). Часть 7. Проявление благодатных даров старца
    Рассказывает духовное чадо отца Тимофея: «Во время первой нашей встречи старец подарил мне «Лавсаик». Книга о подвигах монахов египетской пустыни меня не заинтересовала, так как в то время все мои мысли были неразрывно связаны с идеей о будущей женитьбе. С трудом я оказал послушание старцу и прочитал всю книгу.
    Подвижники в миру: Монах Димитрий
    Блаженный памяти Соломос (в иночестве Димитрий) был родом из деревни Крито Маротто на острове Кипр. Он родился в 1859 году. Женился на Параскеве Христодулу и поселился в селении Фити Пафского района. У благочестивых супругов родилось пять детей. Во время родов младшего сына по имени Христодул Параскева умерла. Соломос овдовел в возрасте 43 лет. С верой в Бога он превозмогал трудности, оставался верен своей супруге, вырастил и помог встать на ноги детям.
    Подвижники в миру: Священник Иоанн Сгурас
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру».

    Старец Паисий Святогорец. Святой Арсений Каппадокийский

    Книга посвящена житию и чудесам одного из самых замечательных святых последнего времени – греческого подвижника преподобного Арсения Каппадокийского (1924; пам. 28 октября/ 10 ноября). Автор – известный на Афоне Старец Паисий (1924-1994), написавший несколько книг о подвижниках, с которыми Господь благословил ему встречаться в жизни. Отец Паисий был крещен преподобным Арсением и получил от него имя Арсения, кроме того, преподобный предсказал ему монашеский путь.