• Балканы, Афон, Константинополь
  • О постоянной исповеди

    AgionOros.ru продолжает впервые на русском языке публиковать отрывки из «Книги об исповеди» преподобного Никодима Святогорца (предположительно будет издана в 2014 году). «Книга об исповеди» содержит советы духовникам и мирянам и является одним из наиболее полных практических руководств по Таинству Покаяния. Это произведение Никодима Святогорца издано во многих странах, но на русский язык переведено впервые.

    Первое благо постоянной исповеди

    Во-первых, потому что, как деревья, постоянно пересаживаемые, не могут пустить корни глубоко в землю, так и худым привычкам и греховным свойствам души частая исповедь не позволяет пустить глубокие корни в сердце постоянно исповедающегося, или, лучше сказать, как старое и большое дерево нельзя срубить одним ударом топора, так старую худую привычку или греховное свойство души одна лишь сердечная боль, да и та, возможно, несовершенная, показанная кающимся на исповеди, не может полностью искоренить и уничтожить, хотя грех и разрешён разрешительной молитвой духовника.

    Второе благо постоянной исповеди

    Во-вторых, потому что постоянно исповедающийся может с большой лёгкостью тщательно испытывать свою совесть и узнавать число своих грехов, поскольку, благодаря тому, что он постоянно сбрасывает с себя бремя множества своих грехов с помощью частой исповеди, их всегда остаётся меньше. Поэтому ему легче их находить и вспоминать. А не исповедающийся постоянно из-за собранного им великого множества грехов не может с точностью их ни найти, ни вспомнить, но часто забывает многие и тяжкие свои грехи, которые, оставаясь неисповеданными, остаются, следовательно, и непрощёнными. Поэтому диавол напомнит их ему в час его смерти и приведёт его в такую скорбь, что несчастный будет проливать из-за них смертный пот и плакать, но без всякой пользы, ибо тогда уже не сможет их исповедать.

    Третье благо постоянной исповеди

    В-третьих, потому что исповедающийся постоянно, даже если и совершит когда-то смертный грех, однако, сразу же, исповедавшись, получит благодать Божию, и все совершенные им добрые дела будут ходатайствовать ему жизнь вечную. А не исповедающийся постоянно, если, предположим, и он совершит тот же самый смертный грех, и не побежит сразу исповедоваться, оставаясь неисповедавшимся не только будет лишён благодати Божией, но и все совершенные им самостоятельно добрые дела — посты, бдения, коленопреклонения и тому подобное — не будут ходатайствовать ему награду и жизнь вечную, будучи лишёнными благодати Божией, которая является началом и основанием всех ведущих ко спасению дел.

    Четвёртое благо постоянной исповеди

    В-четвертых, потому что постоянно исповедающийся имеет более твёрдую надежду, что смерть найдёт его под благодатью Божией, и что он, таким образом, спасётся. И диавол, имеющий обыкновение всегда ходить перед смертью к умирающим, не только грешникам, но и святым, как говорит великий Василий1, и даже к Самому Господу, согласно сказанному: Грядет... сего мира князь и во Мне не имать ничесоже2, и диавол, говорю, ходящий перед смертью к людям посмотреть, не найдёт ли чего, пойдёт и к нему, но не найдёт ничего, потому что тот предварительно позаботился и его счета чисты, а в бухгалтерских книгах подведен баланс благодаря частой исповеди. Не исповедающийся же постоянно, вероятнее всего, умрёт не исповедавшись и так погибнет навеки из-за того, что с лёгкостью впадает в грех и не исповедается, и из-за того, что время смерти неизвестно.

    Пятое благо постоянной исповеди

    Пятое же и последнее благо — обуздывание людей и возбранение им грешить — постоянство исповеди доставляет потому, что постоянно исповедающийся, вспомнив, что через несколько дней должен исповедоваться, даже если и имеет желание совершить грех, встречает препятствие, помышляя о стыде, которому подвергнется, когда будет его исповедовать, и об обличении, которое услышит от духовника. Поэтому и святой Иоанн Лествичник писал: «Ничто не даёт бесам и помыслам такой силы против нас, как то, что мы питаем их неисповеданные в сердце»3. И еще: «Душа, помышляя об исповеди, как бы уздой удерживается ею, чтобы не согрешать, ибо неисповеданное мы, как во тьме, снова без страха совершаем»4. Поэтому тот же святой говорит о братиях дивной оной киновии, о которой пишет, что у них на поясах была повешена хартия, и они записывали на ней свои помыслы каждый день и исповедовали их великому оному игумену5.

    Итак, брат мой грешник, узнавая об этом, чаще бывай на священной исповеди, потому что чем чаще ты ходишь к этой купели, тем больше очищаешься, не откладывай время, говоря: «Сделаю это, а потом пойду исповедаюсь, ибо Бог, хотя много раз долго терпит, но всегда и предупреждает: Не рцы: согреших, и что ми бысть? Господь бо есть долготерпелив... Милость бо и гнев у Него, и на грешницех почиет ярость Его6.

    Помни всегда Самсона, который хотя и смог три раза разорвать верёвки, которыми его связали иноплеменники, на четвёртый раз не смог больше их разорвать и спастись: Изыду, якоже и прежде, и оттрясуся. И той не разуме, яко Господь отступи от него7. Так и ты, брат, хотя и один, и два, и три раза, согрешив и отложив исправление и исповедь, потом сподобился исповедаться и исправиться, но в четвёртый, если, согрешив, отложишь время исповеди, может быть, не сподобишься этого, но умрёшь неисповедавшимся и неисправившимся, чего да не будет никогда ни с одним христианином.


    1 Вот слова Василия: «Думаю же, что подлинные Божии подвижники, достаточно в течение всей жизни боровшиеся с невидимыми врагами, после того как избегнут всех их преследований, приблизившись к концу жития, испытываются начальником века, чтобы, если окажутся имеющими раны от борьбы, или некие пятна и следы греха, быть задержанными или чтобы, если окажутся неуязвленными и непорочными, как являющихся неодолимыми, как свободных, их упокоил Христос» (Толкование на 7 псалом).

    2 Ин. 14, 30.

    3 Слово 4.

    4 Слово 4.

    5 Там же.

    6 Сир. 5, 4, 7.

    7 Суд. 16, 20.

    Смотри также:

    Преподобный Никодим Святогорец. О том, как следует каждому готовиться, когда он хочет исповедоваться
    AgionOros.ru начинает публиковать отрывки из «Книги об исповеди» преподобного Никодима Святогорца, которая будет издана в 2013 году Издательским Домом «Святая Гора». «Книга об исповеди» содержит советы духовникам и мирянам и является одним из наиболее полных практических руководств по Таинству Покаяния. Это произведение Никодима Святогорца издано во многих странах, но на русский язык переведено впервые.
    Никодим Святогорец. О том, как подобает исповедоваться грешнику
    AgionOros.ru продолжает публиковать отрывки из «Книги об исповеди» преподобного Никодима Святогорца, которая будет издана в 2013 году Издательским Домом «Святая Гора». «Книга об исповеди» содержит советы духовникам и мирянам и является одним из наиболее полных практических руководств по Таинству Покаяния. Это произведение Никодима Святогорца издано во многих странах, но на русский язык переведено впервые.
    Никодим Святогорец. Какой должна быть исповедь
    «Книга об исповеди» содержит советы духовникам и мирянам и является одним из наиболее полных практических руководств по Таинству Покаяния.
    Никодим Святогорец. О том, как должен предохранять себя после исповеди грешник
    AgionOros.ru продолжает впервые на русском языке публиковать отрывки из «Книги об исповеди» преподобного Никодима Святогорца. «Книга об исповеди» содержит советы духовникам и мирянам и является одним из наиболее полных практических руководств по Таинству Покаяния. Это произведение Никодима Святогорца издано во многих странах, но на русский язык переведено впервые.

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Две крайности:Экуменизм и зилотство

    В этой книге собраны статьи и письма современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), в которых объясняется опасность и пагубность для церковной жизни как духовного плюрализма, так и ревности не по разуму. В первой части автор разоблачает лукавство сторонников экуменизма, доказывает невозможность объединения православных ни с какими религиозными организациями, до тех пор пока их представители не признают православные догматы во всей их чистоте и полноте; во второй части автор объясняет православным ревнителям, ссылаясь на деяния Вселенских Соборов, что Церковь в своей деятельности руководствуется не только акривией, но и икономией.