• Балканы, Афон, Константинополь
  • Анатолий Холодюк: Византийская ставротека (X в.) из Константинополя, называемая ныне «Лимбургской»

    В начале XIII века эта одна из величайших святынь не только Царьграда, но и всего православного мира была похищена крестоносцем и оказалась не позднее 1835 года в католическом епископстве германского города – Лимбург-на-Лане (федеральная земля – Гессен). Выдающийся шедевр церковного и ювелирного искусства Византии X-го века стал главной реликвией Лимбурга и одной из самых ценных христианских святынь Германии. Более двух столетий ставротека находилась в Константинополе, а далее ее шестисотлетняя история была связана с пребыванием в монастыре Штубен на немецкой земле, однако по нынешнему месту хранения святыню стали называть в народе «Лимбургской ставротекой».

    В традиции восточных христиан ставротекой (от греч. staurotheke: stauros — «крест» и «theke» — «хранилище») принято называть «Ковчег для Креста» (реже – мощевик), выполненный в форме плоского ящика или ларца для хранения в нем частиц Животворящего Креста Господня («Святого Креста» или «Честного Древа»).

    Церковные мастера, придерживаясь древней традиции, изготавливали ставротеки из ценных или крепких пород дерева, обитого снаружи и внутри золотом или позолоченным серебром и украшенного драгоценными камнями. Помимо частиц Креста Господня в них хранили и другие святые реликвии. Из исторических преданий о Византии известно, что ценнейшая ее ставротека, содержавшая самые знаменитые в христианском мире части Древа Честного Креста, находилась в императорской сокровищнице Патриаршего православного собора во имя святой Софии — Премудрости Божией, (иначе — святой Софии Константинопольской, Айя–Софии) в Царьграде. В древние времена в Константинополе на праздник Воздвижения Креста Господня эту святыню торжественно выносили для поклонения приходившим в собор многочисленным верующим. За праздничным богослужением Патриарх, стоя на амвоне посреди храма, воздвигал Святой Крест, составленный из частей Животворящего Древа и вложенный в ставротеку, где находились и другие святые реликвии.

    Так уж распорядилась история, что в начале XIII века эта одна из величайших святынь не только Царьграда, но и всего православного мира была похищена крестоносцем и оказалась не позднее 1835 года в католическом епископстве германского города – Лимбург-на-Лане (федеральная земля – Гессен). Выдающийся шедевр церковного и ювелирного искусства Византии X-го века стал главной реликвией Лимбурга и одной из самых ценных христианских святынь Германии. Более двух столетий ставротека находилась в Константинополе, а далее ее шестисотлетняя история была связана с пребыванием в монастыре Штубен на немецкой земле, однако по нынешнему месту хранения святыню стали называть в народе «Лимбургской ставротекой». В последние годы в немецкой справочной литературе за святыней закрепились название «Staurothek».

    Византийская ставротека с вложенным в нее Святым Крестом (X в.) и другие ценные реликвии хранятся в специально оборудованной «Камере реликвий», находящейся в старом здании неподалеку от Соборной площади, где под одной крышей расположились «Святилище Домского собора и Епархиальный музей» Лимбурга. Первоначально этот основанный в 1905 году музей ставил своей главной задачей рассказать с помощью церковных документов и экспонатов об истории создания в 1827 году католического епископства (диоцеза) в городе . В 2011 году музей значительно расширил свою экспозицию и теперь в шести его залах демонстрируются произведения сакрального искусства из двенадцати столетий, среди них – и бесценная христианская святыня из Византии.

    Небольшое подвальное помещение квадратной формы «Камера реликвий» своею единственной стальною и массивною дверью с электронными замками чем-то напоминает затемненную католическую часовню-сейф. По ее периметру изготовлены из камня длинные сидения, предназначенные, вероятно, для небольших групп верующих, участвующих в проводимых здесь богослужениях. В стилизованной алтарной части этой оригинальной часовни установлен большой напрестольный крест со святыми реликвиями. Главная же святыня, состоящая из двух частей: ковчега с углублением для хранения в нем Святого Креста и специальной выдвижной крышки для прикрытия святыни, находится в самом центре — за толстым витринным стеклом на невысокой тумбе. Ставротеку в открытом виде укрепили в вертикальном положении, поэтому паломники и посетители музея могут обозревать святыню со всех сторон.

    Ставротека. Ставротека.
        

    По мнению известных экспертов, заключенная в выставочную витрину древняя ставротека — и есть бесценный императорский реликварий из Константинополя, являющийся одновременно и шедевром церковно–ювелирного искусства Византии X-го века.

    По данным германского учёного Маттиаса Клофта, между 945 – 959 годами ставротеку изготовили на пожертвования византийских императоров лучшие церковно-ювелирные мастера Константинополя. Первоначально ставротека принадлежала императору Константину VII (905 – 959), а позже она перешла к его сыну – императору Роману II (938 – 963). Владельцем уникальной святыни был и император Василий II Болгаробойца (958 – 1025) – cын императора Романа. Ученые обнаружили на поверхности ставротеки надпись, где упоминается незаконный сын императора Романа I Лакапина ( ок. 870 – 948) Василий Лакапин (2, c. 6), имевший почетный титул проедра и оскопленный по приказу отца в раннем детстве, чтобы он не мог претендовать на императорский титул.Между 968 и 975 годами византийские мастера основательно подновили ставротеку, увеличили ее размеры по ширине и дополнительно украсили драгоценными камнями и перегородчатой эмалью ( 2, с. 6), что было сделано, вероятно, по инициативе Василия Лакапина. Приблизительно в то же время на поверхности ставротеки появились специальные ковчежцы-контейнеры, куда поместили десять ценных святых реликвий, речь о которых пойдет ниже.

    Ставротека с выдвижной крышкой и ковчежцами-контейнерами Ставротека с выдвижной крышкой и ковчежцами-контейнерами
         .

    Общеизвестно, что «Лимбургская ставротека» была принесена на немецкую землю из Константинополя после завершения Четвертого крестового похода 1202—1204 гг. рыцарем Генрихом фон Ульменом (ок. 1175–1234). По преданию, этот крестоносец происходил из горной области Айфель, расположенной на западе немецких земель и ограниченной реками Мозель с юга и Рейном на востоке. Для Генриха фон Ульмена (или Генриха Ульменского)   крестовый поход в превратился из «пути ко Гробу Господню» в разграбление латинянами Константинополя 13 апреля 1204 года. Сохранившиеся письменные рассказы участников предыдущих крестовых походов об «изобилии богатств всякого рода, золота, серебра, разнообразных тканей и священных реликвий» в Константинополе разжигали воображение и страсть к наживе, чем отличались воины крестоносных армий, среди них не исключением был и рыцарь Генрих фон Ульмен. Подробная информация о том, когда, как и при каких обстоятельствах в руках у этого рыцаря из гор Айфеля оказалась бесценная ставротека, истории доподлинно неизвестны.

    По возвращении крестоносцев из Константинополя византийская святыня недолго находилась во владении Генриха фон Ульмен, проживавшего с семьей в Ульменском замке, от которого сегодня остались только несколько развалин. Ныне в городе Ульмен, расположенном в федеральной земле Рейнлад-Пфальц, имеется улица, увекочившая своим названием имя известного в округе и в Германии рыцаря-крестоносца. В 1207 или 1208 году ставротека появилась в епископстве Трира, в основанном в 1137 году августинском женском аббатстве Штубен, располагавшемся на реке Мозель, недалеко от современного населенного пункта Брем. В немецких источниках сообщается, что крестоносец из Ульмена совершил богоугодное дело: передал великую святыню в дар монастырю Штубен, где находилась в качестве монахини и его родная сестра. Сохранились сведения, что в сопроводительном дарственном документе Генриха Ульменского, датированном 1208 годом, имеются несколько витиеватых строк о том, что «вечером накануне праздника в честь св. Лаврентия», даритель реликвария признается, что воистину счастлив лишь тот, кто «владеет земными сокровищами и кто надеется посредством их обрести сокровища вечные». Далее Генрих Ульменский пишет, что принесенная им на немецкую землю византийская реликвия является тем единственным сокровищем, которое «дороже его сердцу всех земных владений», но, несмотря на это, он преподносит сокровище в дар женской обители «на благо и во спасение души своей и души его супруги Имгардис (Ирмгарды)». В 1275 году в монастыре Штубен специально для хранения византийской ставротеки, справа от главного алтаря, строители воздвигли специальную Крестовую часовню, чьи сохранившиеся до сего дня руины показывают паломникам и туристам.

    Руины бывшей Крестовой часовни в монастыре Штубен, где хранилась ставротека Руины бывшей Крестовой часовни в монастыре Штубен, где хранилась ставротека
        

    Почти шесть столетий ставротека находилась в августинском аббатстве, куда на поклон святыне приходили многочисленные пилигримы из соседних земель. Во времена секуляризации в 1802 (или 1803) году монастырь был упразднен и закрыт. По некоторым данным, святыня временно была передана на хранение во вновь построенную неприступную крепость Эренбрайтштайн, расположенную на высоком берегу Рейна, напротив знаменитого Немецкого угла. Затем византийская cвятыня перешла во владение представителей графского рода Нассау-Вайльбург (позже – герцогство в составе Священной Римской империи, существовавшее самостоятельно до 1866 года). Не позднее 1835 года ставротека вместе с посохом апостола Петра и другими реликвиями в качестве дара была передана герцогoм Вильгельмом I основанному в 1827 году католическому епископству Лимбург, где она и хранится по сегодняшний день. В 1954 году ставротеку отреставривал известный в Мюнхене ювелир Иоганн Михаэль Вильм (1885 —1963). Через пять лет католический епископ Вильхельм Кемпф (1906 — 1982) учредил в епархии празднование христианами Недели Святого Креста, которая проходит в сентябре и по сей день в Лимбурге.

    Выставленная в музее «Лимбургская ставротека» весом 11 кг имеет следующие размеры: длина — 48 см, ширина —35 см и высота — 6 см. По данным ученых, деревянной ее основой является сикомор ( 2, с. 4) или так называемая «библейская смоковница». Это дерево из семейства тутовых несколько раз упоминается в Cвященном Писании (Амос.7:14; Ис.9:10). В синодальном переводе Библии сикомор заменен на смоковницу (Лк.19:4) — дерево, на котором сидел Закхей, высматривая на дороге Иисуса Христа. Согласно одной коптской легенде, под сикомором укрылось Святое семейство во время бегства в Египет. Стенки ставротеки снаружи и внутри оформлены позолоченным серебром и богато украшены драгоценными камнями, эмалью и чеканкой. Вся ее поверхность покрыта миниатюрными изображениями, выполненными в технике перегородчатой эмали.Символическое прочтение украшений ставротеки стало предметом изучения не только немецких, но и российских знатоков церковного ювелирного дела (См.: 6). Последние акцентируют внимание на «мотивах цветного сияния, связанных с символическими ассоциациями — Солнца, Царства, Славы и Истины», как излюбленных мотивах византийского искусства. Необычайный интерес ромеев, как называли себя жители Византии, вызывала «символика золота и драгоценных камней — материи, искушенной огнем, девственной, не подверженной порче и тлению» ( Там же).

    Выдвижная и закрывающая Святой Крест крышка имеет внизу застежку. Большая часть поверхности крышки представляет собою сложное обрамление деисусной композиции (См.: 6). На лицевой ее стороне — девять квадратных изображений с величественными фигурами Христа Вседержителя и предстоящих Ему Богоматери, Архангелов и Иоанна Предтечи. Они — в среднем ряду, а в верхнем и нижнем рядах попарно расположены изображения святых апостолов. Все фигуры выполнены очень изящно и тонко детализированы (См.: 6).На поверхности крышки выделяютсяшесть декоративных розеток в виде стилизованных лепестков распустившегося цветка. Розетки богато украшеныжемчужинами, филигранью и отшлифованными драгоценными камнями овальной или шаровидной формы. Изумруды, сапфиры и гранаты обработаны способом кабошон, при котором камни, заключенные в решетчатые обрамления, имеют гладко выпуклую и отполированную поверхность без граней. Оборотная сторона крышки представляет собою защитную мягкую поверхность из белой замши, предохраняющей Святой Крест от повреждений.

    Обoротная сторона ставротеки. Фото автора Обoротная сторона ставротеки. Фото автора
        

    В центре самой ставротеки, в специальном крестообразном углублении, выдолбленном в крепкой древесине сикомора и обитом позолоченным серебром, находится главная реликвия – шестиконечный Святой Крест. Его поверхность покрыта семью соединенными между собой тонкими фрагментами-щепочками Честного Животворящего Древа Креста Господня миллиметровой толщины. Эти святые частицы Древа мастерски вмонтированы и укреплены на деревянной основе креста, cоставленного также из сикомора и обрамленного в золотую оправу с драгоценными камнями.

    Святой Крест из ставротеки Святой Крест из ставротеки
        

    Слева и справа от крестообразного углубления, где хранится Святой Крест, находятся эмалевые изображения иерархии небесных чинов. Святой Крест охраняют Ангельские силы, возвещающие Воскресение Спасителя. Воинство Небесное составляют Архангелы, пламенеющие шестикрылые Серафимы, приближенные к Престолу Божиему Херувимы (См: 6).На оборотной стороне золотого корпуса Святого Креста записаны красивой вязью имена императоров Константина VII и Романа II, что и дало повод немецким ученым датировать его изготовление между 945—959 годами — времени соправления отца и сына. Ученые, исследовавшие поверхность ставротеки, обнаружили на ней надпись следующего содержания: «Как прежде Христос, сокрушив Крестом силы ада, воскресил мёртвых, так и нынче венценосные Его полководцы с Его помощью сокрушают дерзость варваров». По сторонам от крестовидного углубления, среди херувимов и серафимов, находятся 10 правильной формы потайных контейнеров-ковчежцев c открывающимися дверками и предохранительными стеклянными рамками внутри. Они предназначались для хранения в них ценных реликвий из земной жизни Спасителя и Божией Матери, но в настоящее время ковчежцы пусты. По всему периметру реликвии, имеющей в верхней ее части металлическую петлю для подвешивания, на ее боковых стенках и внизу находятся чеканные и гравированные орнаментальные ленты- надписи.

    Оборотная сторона ставротеки Оборотная сторона ставротеки
        

    На позолоченном поле оборотной стороны ставротеки чеканкой исполнены две звезды и между ними большой шестиконечный голгофский крест на ступенчатом основании. От самого подножия этот величественный и украшенный внутри орнаментом крест процветает красивыми узорными листьями и витыми усиками травянистого растения аканта, произрастающего в Средиземноморье. Таким символическим изображением креста лучшие византийские мастера-ювелиры подчеркивали силу Животворящего Креста Господня.

    В той же «Камере реликвий» у центральной его стены находится и большой крест-реликварий с уникальными святынями. До 1908 года они хранились в десяти маленьких контейнерах-ковчежцах на лицевой стороне византийской святыни. Одна из надписей на ней гласит, что изображения с перогородчатыми эмалями на реликвии были изготовлены при участии паракипеона, то есть верховного правителя Византии с 945-го по 985-й год, Василия Лакапина ( или Лакапиноса, Лекапеноса; умер ок. 985).

    Крест-реликварий Крест-реликварий
        

    Первоначально в ставротеке хранились: капли Святой Крови Спасителя на ткани; шип от Тернового венца; часть пеленок Богомладенца; фрагменты убруса для омовения ног и Плащаницы; части плата (мафория) и пояса Богородицы; части льняного сукна из туники и багряницы Иисуса Христа; часть губки, которой был напоен распятый на Кресте Спаситель; часть волос и кровь Иоанна-Крестителя (2, с. 6).

    За окошком креста-реликвария хранится частица багряницы Спасителя. Фото из собрания епископства Лимбургa За окошком креста-реликвария хранится частица багряницы Спасителя. Фото из собрания епископства Лимбургa
          

    Другие немецкие источники сообщают, что на левой стороне византийского реликвария (сверху – вниз) хранились: части Тернового венца Спасителя; пеленок Богомладенца; «гробового покрова»Иисуса Христа (вероятно, имеется в виду не Плащаница, а «Sindon Munda» - т.е. погребальное покрывало, которым накрыли Тело Иисуса Христа после Его распятия на Кресте; либо ткань, покрывавшая мраморный Гроб Cпасителя. – Примечание А.Х.); частицы плата Божией Матери и пояса Пресвятой Девы Марии ( «от епископа фон Цела»). На правой стороне хранились частицы: багряницы Иисуса Христа; Плащаницы; губки, которой был напоен распятый на Кресте Спаситель; часть пояса Богородицы; часть волос Иоанна-Крестителя (См.:7).

    Сохранились сведения, что в 1835 году, когда ставротека поступила в епископство Лимбурга, во всех ее ковчежцах находилось всего лишь семь реликвий. Учеными сделан вывод: в течение столетий некоторые из находившихся в ставротеке реликвий изымались или обменивались на другие. История происхождения самих реликвий из Византии до конца не изучена. Некоторые аналогичные реликвии, какие были вложены в ставротеку, находятся в Кельне, Ахене и его пригороде Корнелимюнстере. В настоящее время десять реликвий «Лимбургской ставротеки» сохраняются за небольшими кристаллическими окошками напрестольного креста-реликвария. Он изготовлен в городе Фульда одним из самых известных церковных ювелиров Германии Вильгельмом Раушером (1864—1925), чьи драгоценные изделия из золота и серебра хранятся ныне в ризницах нескольких крупнейших соборов ряда европейских стран.

    …Вот уже более полувека в небольшой город Лимбург-на-Лане самый большой наплыв паломников из двух основных христианских церквей в Германии приходится исключительно на середину сентября. В это время здесь проходит традиционная Неделя Креста, в центре которой находится почитание главной реликвии города — Cвятого Креста. На Западе имеется и немало скептиков, давно издевающихся над реликвиями, связанными с Распятием Иисуса. Они утверждают, что в Европе имеется (далее приводим цитату оппонента в адрес подобных атеистов — американского доктора философии и археолога Дональда Р. Райана) «достаточно кусков Креста Господня, чтобы построить корабль (или церковь, или что-нибудь еще). Это старое высказывание повторяли так частo, что один предприимчивый исследователь решил доказать обратное. В 1870 году Ж. Руолт де Флери объявил, что он вычислил количество дерева, из которого состоял крест. Он измерил каждый фрагмент Креста Господня в Европе. Результат? Общего количества деревянных частей, из которых якобы состоял Крест Господень, хватило бы ли на треть его размера, что эффективно опровергает мнение скептиков» ( 4, c. 249).

    …Cкептики и атеисты не приезжают в Лимбург на празднование Святого Креста. Основные мероприятия проходят в основанном в 1235 году Кафедральном cоборе святого Георга, называемого местными жителями Домским собором, а также во всех городских церквах и на открытых площадках города. По данным германских СМИ, в Лимбурге впервые и широко демонстрировали византийскую ставротеку с частицами Животворящего Креста Господня в середине сентября 2009 года. В эти же дни в городе проходил международный научный симпозиум, в повестке дня которого были новые исследования византийской святыни. Выставка в Епархиальном музее длилась до 15 ноября, а с 1 декабря по 31 января 2010 года ставротеку из Константинополя показывали на выставке во Франкфурте-на-Майне. В наши дни Сокровищница и Епархиальный музей работают только с середины марта и до середины ноября, а в зимние месяцы они закрыты для посетителей.

    Литература:

    1. Domschatz und Diözesanmusem. Limburg an der Lahn.-Regensburg: Verlag Schnell&Steiner, 2008.

    2. B. Kreutz. Heinrich von Ulmen (ca. 1175–1234). Ein Kreuzfahrer zwischen Eifel und Mittelmeer. .Вкн: Porträt einer europäischen Kernregion. Der Rhein-Maas-Raum in historischen Lebensbildern. Trier 2006, S. 80–91

    3. Kloft M.-T. Dom und Domschatz in Limburg an der Lahn .- Limburg:Die Blauen Bücher, 2013.

    4. РайанД. Загадки Библии.- М.: Астрель,2011

    5. Ševčenko N. The Limburg Staurothek and its Relics // THYMIAMA. -Athens, 1994, P. 289- 294.

    6. Есинская И. Cокровище древней Византии.- Cм.: ж. «Церковный ювелир» № 37 (зима-весна 2013 г.).

    7. Холодюк А. Святыни германского Лимбурга.- См. электронный ресурс: http://spbda.ru/news/a-3303.html

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том V. Страсти и добродетели.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни. Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы. В V томе «Слов» собраны поучения Старца, относящиеся к страстям и добродетелям. Они составлены из ответов Старца на наши вопросы о распозновании и уврачевании страстей, а также о делании добродетелей.