• Балканы, Афон, Константинополь
  • Старец Кодрат (1859-1940). Часть 2. Духовное наследие и наставления

    Старец Кодрат обладал даром духовного рассуждения. Отец Андрей, игумен монастыря святого Павла, был духовным чадом отца Кодрата. "Однажды, – рассказывал он, – напало на меня сильное искушение, такое, что заставило меня покинуть мой монастырь..."

    Старец Кодрат (1859-1940). Часть 1. Житие

        

    «Монах – это тот, кто хочет спать и не спит, кто хочет есть и не ест, кто хочет пить и не пьёт. Монашество – это подвиг понуждения естества и хранения чувств».

    ***

    «Дети мои, необходимо жертвовать собой. Всегда читайте свой монашеский канон и не пропускайте богослужений».

    ***

    «С постом в сердце человека приходит сокрушение. Первая заповедь о посте была дана ещё в Раю. Моисей, чтобы получить скрижали Закона – постился. И мы должны поститься, если хотим чтобы нам открылась Воля Божия. Постился пророк Илия. Сам Господь постился сорок дней в пустыне».

    ***

    «Молитесь. Иисусова молитва возвышает от земного и приближает к Богу».

    ***

    «Молитва Иисусова – главное духовное лекарство».

    ***

    «Отцы, бодрствуйте. Мы, монахи, должны уподобиться ангелам, которые бодрствуют и славословят Бога».

    ***

    «Не оставляй молитвенного правила», - советовал старец одному монаху. «Каждый день ты должен подниматься вверх, хотя бы на микроскопическое расстояние. Но не падать вниз».

    ***

    «Каким должен быть монах?», часто спрашивал отец Кордат. И сам отвечал на этот вопрос: «Как покойник. Хвалят ли его, ругают или даже бьют – должен молчать».

    ***

    «Послушание – это проявление великого смирения. То кто оказывает послушание – входит в Рай. Тот кто не слушается – его покидает».

        

    ***

    «Однажды, – рассказывал монах Афанасий из Ивирона, – я был у него на исповеди. Вы представить себе не можете, насколько я был усталым и подавленным. Начал каяться, и отец Кодрат внимательно меня слушал. Внезапно он схватил мою руку, положил её на свою шею и, склонившись передо мной, сказал: «Сюда, чадо мое, сложи все свои грехи!»

    При этом неожиданном его поступке я как бы обрёл крылья… Внутри меня что-то произошло. Неземная сила и несдерживаемые чувства возвысили мою душу. Через любовь отца Кодрата мне передалась Божия благодать».

    ***

    Старец Кодрат обладал даром духовного рассуждения. Отец Андрей, игумен монастыря святого Павла, был духовным чадом отца Кодрата. «Однажды, – рассказывал он, – напало на меня сильное искушение, такое, что заставило меня покинуть мой монастырь. Я ушёл и поселился рядом с монастырём Каракал. Дня через два-три отправился на исповедь к отцу Кодрату. Открыл ему свою душу, все рассказал.

    Но был слишком взволнован. Он терпеливо выслушал меня и под конец, казалось, согласился со мной...

    «Ты правильно сделал, ты был прав. Но приди ко мне через неделю, чадо мое, и поговорим об этом».

    Я поблагодарил его и ушел. Что он думал, я не знал, и узнать хотелось, что-то будет через неделю... Наконец, я вновь был у него, и после того, как мы какое-то время сердечно беседовали, он спросил меня живо: «Выполнишь ли, что скажу тебе?» «Все выполню, старче», – ответил он.

    «Да? Тогда слушай! Мы положим седло и коврик на твоего осла, и поедешь обратно в монастырь. Вот!»

    «Но, старче, – в изумлении сказал я ему, – прежде вы говорили, что я прав, а сейчас...»

    «Да. Но тогда ты был рассержен. Если бы я тогда сказал тебе то, что сказал сейчас, рана бы не зажила, и искушение не прошло».

    Я подивился тому, как искусно он умеет управлять души и восславил Господа, давшего мне такого духовного отца. Принеся покаяние, я с радостью вернулся в монастырь».

    ***

    Один монах любил тайком поесть. Однажды пришёл некий посетитель, который, как было известно старцу, страдал от такого же порока, и старец послал его за наставлениями к тому монаху: «Иди к нему, у него есть опыт, и он поможет тебе».

    Был достигнут двойной результат. Монах был пристыжен и осознал свой грех, а посетителю принесли пользу его наставления

    Источники:

    1. Βασιλείου Καρακαλλινού μονάχου, Ιερά Μονή Καρακάλλου, Αγιορείτικη Βιβλιοθήκη 47-48/1939-1940, σ. 383.

    2. Χερουβείμ αρχιμ., Κοδράτος Καρακαλληνός, Ωρωπός Αττικής 1986(4).

    3. Μοναχού Μωυσέως Αγιορείτου, Μέγα Γεροντικό Εναρέτων Αγιορειτών του Εικοστού Αιώνος, Ιερομόναχος Κοδράτος Καρακαλλινός (1859-1940). Α΄Έκδοση, Σεπτέμβριος 2011, Εκδόσεις Μυγδονία

    4. Από την ασκητική καί αγιορείτικη παράδοση Αγιό Όρος, 2011.

    5. Πείρα αγιορείτων πατέρων. 2.

    6. Старец Херувим «Современные старцы Горы Афон». М., «Русский Паломник», 2008.

    Смотри также:

    Старец Паисий Святогорец. «Азбука спасения»
    12 июля 1994 года закончил свой земной путь великий подвижник нашего времени – старец Паисий Святогорец. К 18 годовщине со дня его преставления agionoros.ru публикует выдержки из его духовных наставлений, многие из которых публикуются на русском языке впервые.

    Старец Иосиф Ватопедский. «Духовный алфавит»
    Афон. Беспопечение. Война. Гордость. Добродетель ... Христос. Церковь. Человек. Я.

    Архимандрит Парфений (Мурелатос). . Подвизаться с радостью...
    Публикуем продолжение беседы корреспондента AgionOros.ru с игуменом монастыря святого Павла архимандритом Парфением (Мурелатосом). Старец Парфений, более 56 лет подвизающийся на Святой Афонской горе, – один из наиболее почитаемых в греческом мире духовников.

    Старец Моисей Святогорец. Зачем нужен пост?
    Монах Моисей Святогорец подвизается на Святой Горе Афон около тридцати пяти лет. Он является иконописцем, поэтом, критиком и писателем. Издал 52 книги и написал более 1000 статей. Его труды переведены и изданы во многих странах мира. Занимал должность старшего секретаря в Священном Киноте Святой Горы. Около двадцати пяти лет является старцем каливы святителя Иоанна Златоуста скита святого великомученика Пантелеимона от монастыря Кутлумуш. Agionoros.ru публикует статью старца в газете «Македония», посвящённую значению поста.

    Митрополит Лимассольский Афанасий. Монашеская традиция и ее значение в современных монастырях
    Доклад митрополита Лимассольского Афанасия (Кипрская Православная Церковь) на конференции «Монастыри и монашество: традиции и современность» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 23 сентября 2013 года)

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Масонство в свете истины

    В книге современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), даётся детальный анализ официальных документов греческой масонской организации, изданных масонами Греции в виде сборника «Элладская Церковь и масонство». Анализируя тексты масонских посвящений, обрядов и церемоний, автор убедительно доказывает, что масонство – отнюдь не безобидное общество или филантропическое объединение, но самая настоящая религия. Невозможно быть православным, оставаясь масоном, сама принадлежность к масонству означает отречение от Бога и хулу на Христа – такой вывод автора книги.