• Балканы, Афон, Константинополь
  • Подвижники в миру: Екатерина Дерва. Часть 2

    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II). Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию начало рассказа об Екатерине Дерва – подвижнице, о которой знаменитый афонский старец Ефрем Катунакский: «В Раю она будет среди первых, выше чем многие монахи-святогорцы. Я на протяжение всей своей жизни не встречал такого человека и не мог себе даже представить, что такие люди живут в миру. Екатерина сделала богословие содержанием своей жизни и достигла высших ступеней подвижнической жизни. Эта старушка своей простотой, внутренним общением с Богом посредством молитвы, великим смирением, жаждой и стремлением быть со Христом – в миру достигла высоты, которая не под силу многим монашествующим».

    Подвижники в миру: Екатерина Дерва. Часть 1

    Храм Св. Софии в Салониках Храм Св. Софии в Салониках
        

    Екатерина соблюдала все посты и по благословению духовника взяла на себя более суровые подвиги. В церкви она была совершенно сосредоточена. Было видно, что она глубоко переживает слова молитвы. Екатерина была очень худой. Она почти ничего не ела.

    Благочестивой женщине очень нравилось зажигать свечу перед образами и воскурять ладан. «Пусть перед иконами всегда горит свеча или лампадка. Как горит свеча, так и моё сердце пусть просветиться Светом Преображения».

    Екатерина не имела возможности творить милостыню. Она говорила, что все деньги принадлежат её сыну и раздавать их считала неправильным. Но не имея возможности помогать людям материально, она помогала им духовно. Её милостивое сердце не могло остаться безучастным к беде ближнего. Она отдавала им всю себя без остатка. В то же время тем, кто не был расположен к духовной беседе, она ничего не навязывала. «В духовной сфере нельзя помочь другому, если у него нет нужного настроя», - говорила Екатерина.

    Духовное делание

    Екатерина жила настоящей духовной жизнью и во всём руководствовалась святоотеческой литературой. Но у неё было доброе беспокойство и отсутствовало чувство самоуспокоенности. Екатерина опасалась не впала ли она в прелесть. Однажды она попросила знакомого иеромонаха отца Мефодия, который часто бывал на Афоне, познакомить её с одним из святогорских старцев, чтобы она могла попросить у него совета. Её желание исполнилось, когда в одну из больниц города Салоники поместили на лечение старца Ефрема Катунакского.

    Старец Ефрем Катунакский Старец Ефрем Катунакский
        

    Старец Ефрем не только изъявил желание поговорить с Екатериной, но не желал с ней расставаться, хотя около его палаты скопилась большая очередь из желающих попросить совета у знаменитого подвижника. «Матушка, скажи что-нибудь ещё», - повторял отец Ефрем снова и снова. Он смотрел на Екатерину с нескрываемым восхищением. Та в ответ робко напоминала о цели своего визита: «Я пришла сюда спросить и слушать, а не говорить». «Продолжай в том же духе. Не бойся. Я буду за тебя молиться», - сказал отец Ефрем на прощание. Его беседа с Екатериной продолжалась более часа и заждавшиеся посетители уже стали стучать в дверь больничной палаты старца. Отец Ефрем подозвал отца Мефодия, который пришёл вместе с Екатериной, и сказал ему: «Матушка умрёт через несколько лет».

    Когда некоторое время спустя Ефрем Катунакский и иеромонах Мефодий встретились снова, старец сказал ему: «Матушка отойдёт ко Господу через год. В Раю она будет среди первых, выше чем многие монахи-святогорцы. Я на протяжение всей своей жизни не встречал такого человека и не мог себе даже представить, что такие люди живут в миру. Екатерина сделала богословие содержанием своей жизни и достигла высших ступеней подвижнической жизни. Эта старушка своей простотой, внутренним общением с Богом посредством молитвы, великим смирением, жаждой и стремлением быть со Христом – в миру достигла высоты, которая не под силу многим монашествующим. Я буду молиться за неё, а ты попроси Екатерину помолиться за меня».

    Салоники Салоники
        

    Екатерина жила тихо, скрывая свои духовные подвиги от окружающих. Она не любила говорить о сверхъестественных явлениях и духовных дарах: «Кто-то сказал, что ему явился Господь, или заплакала икона – и толпы народа бегут в этом удостовериться. Зачем? Зачем они ищут доказательств? Я верю в Бога, верю в чудеса и не испытываю потребности увидеть всё своими глазами».

    Екатерина говорила на другие темы: о смысле духовной жизни, борьбе со страстями и ощущении Благодати Святого Духа. Как человек достигший высокого духовного состояния она знала о чём говорит: «Святой Дух оживотворяет душу человека».

    Екатерина всем сердцем возлюбила Господа. Она всегда молилась так, словно Сам Бог и Пресвятая Богородица стоят перед ней. Во время молитвы она забывала обо всём на свете, отдаваясь ей без остатка. На церковном Богослужении предпочитала стоять в тихом, относительно безлюдном, месте и целиком погружалась в молитву.   

    Екатерина всегда чувствовала своё недостоинство перед Богом. У неё было великое сокрушение и раскаяние в своих прегрешениях. Она говорила: «85 лет, которые я прожила, были наполнены грехами. Мои плечи сгибаются под их тяжестью. Я ничего не сделала для покаяния и спасения».

    Обычно Екатерина была молчаливой и избегала многословия. Сидела склонив покрытую платком голову и перебирала в руках чётки. Говорила: «Лучше буду молчать, чем сплетничать и сквернословить».

    Однажды Екатерина сказала: «Я размышляла о будущей жизни. Я лишена добродетелей, ничего не могу представить в своё оправдание. Как бы я хотела подружиться со святыми людьми, чтобы они за меня попросили, сказали, что меня знают. Великое дело, дружить со Святыми!».

    Екатерина была очень смиренным человеком. Эту добродетель она считала главным делом жизни каждого человека. Люди должны возрастать в смирении, сделать его центром своего существования. Сама матушка жила смирением, она познала себя в святоотеческом смысле. Всё хорошее, что в ней находили окружающие – она считала даром Божиим, а на саму себя смотрела как на простую ничем не примечательную старуху.

    Все, кто встречался с Екатериной, свидетельствуют, что она была сосудом Божественной благодати. В её каливу приходило множество людей. Одни за советом, другие за утешением.

    Старец Паисий Святогорец Старец Паисий Святогорец
    Свидетельствует иеромонах, хорошо знавший Екатерину: «Приходя к ней я испытывал те же чувства, то же умиротворение, как при посещении старца Паисия Святогорца или старца Ефрема Катунакского. Ум её был устремлён к Богу, на все события повседневной жизни она смотрела через призму Божественного Промысла. Слова Екатерины выводили в другое [небесное] измерение. Иногда, когда она молчала, было видно что она переживает какое-то сверхъестественное состояние. Она склоняла голову и говорила мне: “Ах, батюшка! Велики Божественные Тайны! Но кто придаёт им значение?”».

    Екатерина больше общалась с молодыми, чем со своими ровесницами. Однажды кто-то спросил её, как ей удаётся найти общий язык с молодежью: «Они стареют, а я “молодею” лет на тридцать – так мы и встречаемся. Со стариками у меня не получается найти общий язык. Они сыты, довольны жизнью, да и в церковь ходят. Но и в храме многие ведут себя так, словно вот-вот крикнут “Официант, принеси нам кофе”. Разве что не сидят нога на ногу. А после службы начинаются сплетни. Откуда такой настрой? Приходиться скорее идти домой, чтобы не слушать пересудов. Человек, который после Божественной Литургии готов смеяться, шутить, сплетничать – не понял что такое Литургия. Считай в храм он вообще не ходил».

    Продолжение следует…

    Подвижники в миру: Екатерина Дерва. Часть 3

    Смотри также:

    По вере и чудеса. Любовь ко всем. Благословенный Симеон
    Сегодня мы публикуем несколько отрывков из книги «Подвижники-миряне». Ее автор – современный афонский старец, ближайший сподвижник хорошо известного в России Паисия Святогорца. Впервые «Подвижники-миряне» были опубликованы в 2008 году, вскоре книга стала не только греческим но и мировым бестселлером. Выдержала много переизданий в Греции и других европейских странах и даже были переведена на албанский и арабский языки. В 2011 году книга была опубликована Издательским Домом «Святая Гора».
    Отец Илия Диаманти́дис Мироточивый
    Мы продолжаем публиковать главы из книги «Подвижники-миряне». Ее автор – современный афонский старец, ближайший сподвижник хорошо известного в России Паисия Святогорца. Впервые «Подвижники-миряне» были опубликованы в 2008 году, вскоре книга стала не только греческим но и мировым бестселлером. Выдержала много переизданий в Греции и других европейских странах и даже были переведена на албанский и арабский языки. В 2011 году книга была опубликована Издательским Домом «Святая Гора».
    В Греции вышел второй том книги «Подвижники-миряне»
    Издательский Дом «Святая Гора» планирует её публикацию на русском языке (ориентировочно в конце 2013 года). Отдельные главы из книги будут регулярно выкладываться на нашем сайте начиная с завтрашнего дня. Таким образом, Вы сможете стать первыми читателями книги, которая ещё только готовится к публикации.
    Подвижники в миру
    Agionoros.ru начинает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).  По просьбе автора мы изменили название книги с «Подвижники-миряне» на «Подвижники в миру».
    Подвижники в миру. Димитрий Аргиропулос
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Георгий Иланидис
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Апостолос Цалапатас
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Димитрий и Ева Саулиди
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Митрополит Антоний (1920-2005)
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Митрополит Антоний (1920-2005). Часть 2. За тридцать лет своего пастырского служения он сорок раз посетил все населённые пункты своей епархии
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Митрополит Антоний (1920-2005). Часть 3. Монахолюбивый епископ и аскет
    Вступив на архиерейскую кафедру отец Антоний увидел, что монастыри его епархии заброшены, страдают от нехватки монахов и испытывают хозяйственные проблемы. Придававший огромное значение роли монашества, Владыка сразу приступил к возрождению и восстановлению православных обителей.
    Митрополит Антоний (1920-2005). Часть 4. На заседания Священного Синода приезжал на троллейбусе
    Владыка не искал славы, но был славен своей добродетелью. Автомашину митрополии он сразу поставил в гараж и ни разу не использовал. В Афины ездил на рейсовом автобусе, а на заседания Священного Синода приезжал на троллейбусе. Не случайно в народе владыку называли «архиерей общественного транспорта».
    Митрополит Антоний (1920-2005). Окончание. Чудеса и наставления.
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Подвижники в миру: Отец Лазарь Амвросиадис. Часть 1
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Подвижники в миру: Отец Лазарь Амвросиадис. Часть 2
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Подвижники в миру: Отец Лазарь Амвросиадис. Окончание
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Подвижники в миру: иерей Димитрий Пападимитриу
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II).
    Подвижники в миру: Екатерина Дерва. Часть 1
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II). Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию начало рассказа об Екатерине Дерва – подвижнице, о которой знаменитый афонский старец Ефрем Катунакский: «В Раю она будет среди первых, выше чем многие монахи-святогорцы. Я на протяжение всей своей жизни не встречал такого человека и не мог себе даже представить, что такие люди живут в миру. Екатерина сделала богословие содержанием своей жизни и достигла высших ступеней подвижнической жизни. Эта старушка своей простотой, внутренним общением с Богом посредством молитвы, великим смирением, жаждой и стремлением быть со Христом – в миру достигла высоты, которая не под силу многим монашествующим».
    Подвижники в миру: Екатерина Дерва. Часть 3
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру» (том II). Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию окончание рассказа об Екатерине Дерва – подвижнице, о которой знаменитый афонский старец Ефрем Катунакский сказал: «В Раю она будет среди первых, выше чем многие монахи-святогорцы. Я на протяжение всей своей жизни не встречал такого человека и не мог себе даже представить, что такие люди живут в миру. Екатерина сделала богословие содержанием своей жизни и достигла высших ступеней подвижнической жизни. Эта старушка своей простотой, внутренним общением с Богом посредством молитвы, великим смирением, жаждой и стремлением быть со Христом – в миру достигла высоты, которая не под силу многим монашествующим».
    Старец Серафим (Димопулос). Часть 1
    Agionoros.ru продолжает рассказывать о современных подвижниках благочестия. Иеромонах Серафим Димопулос известен далеко за пределами Греции. Он много лет дружил с афонскими старцами Паисием и Порфирием, проповедовал в Африке, обратил в Православие более тысячи албанских иммигрантов, опубликовал книги о преподобном Серафиме Саровском и святителе Игнатии Брянчанинове. Отец Серафим был прозорливым старцем, за советом и помощью к нему стекались люди со всех уголков православного мира.
    Старец Серафим (Димопулос). Часть 6
    AgionOros.ru продолжает рассказывать о современных подвижниках благочестия. Иеромонах Серафим (Димопулос) известен далеко за пределами Греции. Он много лет дружил с афонскими старцами Паисием и Порфирием, проповедовал в Африке, обратил в Православие более тысячи албанских иммигрантов, опубликовал книги о преподобном Серафиме Саровском и святителе Игнатии Брянчанинове. Отец Серафим был прозорливым старцем, за советом и помощью к нему стекались люди со всех уголков православного мира.
    Старец Серафим (Димопулос). Часть 7. Проявление благодатных даров старца
    Рассказывает духовное чадо отца Тимофея: «Во время первой нашей встречи старец подарил мне «Лавсаик». Книга о подвигах монахов египетской пустыни меня не заинтересовала, так как в то время все мои мысли были неразрывно связаны с идеей о будущей женитьбе. С трудом я оказал послушание старцу и прочитал всю книгу.
    Подвижники в миру: Монах Димитрий
    Блаженный памяти Соломос (в иночестве Димитрий) был родом из деревни Крито Маротто на острове Кипр. Он родился в 1859 году. Женился на Параскеве Христодулу и поселился в селении Фити Пафского района. У благочестивых супругов родилось пять детей. Во время родов младшего сына по имени Христодул Параскева умерла. Соломос овдовел в возрасте 43 лет. С верой в Бога он превозмогал трудности, оставался верен своей супруге, вырастил и помог встать на ноги детям.
    Подвижники в миру: Священник Иоанн Сгурас
    Agionoros.ru продолжает публикацию глав из книги «Подвижники в миру».

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том III. Духовная борьба.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы.В III томе «Слов», посвященном теме покаяния и исповеди, собраны наставления Старца, помогающие измученному грехом человеку приобрести добрую обеспокоенность и начать духовную борьбу со связавшим его грехом.