• Балканы, Афон, Константинополь
  • Дорога к Дарам

    В эти дни в Москве находятся Дары волхвов — христианская реликвия, которая обычно хранится на Афоне. Чтобы увидеть их, сотни тысяч людей готовы стоять в очереди по девять часов — и это вызывает разные отклики.


    Очередь верующих к Дарам волхвов. © РИА Новости. Максим Блинов Очередь верующих к Дарам волхвов. © РИА Новости. Максим Блинов
        

    Некоторые носят вполне беззлобный, хотя и недоумевающий характер: «Надо стоять 9 часов, чтобы их увидеть, стоят с детьми, стоят больные, пожилые, все стоят, что они надеются получить? Объясните, я не понимаю... Нет, я понимаю чувства верующих и все такое, у меня в семье практически все верующие... но стоять 9 часов в ущерб здоровью...» Некоторые — настолько раздраженный, что, кажется, стоящие в очереди причинили пишущим какую-то тяжкую обиду.

    Это кажется странным: новогодние праздники — обычно время нанесения тяжелого ущерба здоровью, когда люди в огромных количествах поглощают крайне нездоровую еду и еще более нездоровые напитки, подвергают свою жизнь опасности, запуская фейерверки, и к тому же тратят огромное количество времени, средств и сил.

    На что мы вообще тратим свое время, силы и здоровье? Каких целей мы хотим достичь? Тошноты, головной боли и характерного металлического привкуса во рту? Зачем все это? Но это почему-то никого не раздражает и не удивляет.

    Иногда люди тратят время, силы и не такие уж и маленькие средства на что-то хотя бы менее вредное — психологические тренинги, которые должны помочь им выстроить отношения с ближними, преодолеть уныние и достичь каких-то целей. Иногда от этого есть какая-то польза, иногда — нет. Это значительно менее распространено, чем пьяное веселье, но тоже никого особенно не удивляет.

    А бывает, что люди строят свою жизнь так, как и полагается — с основания. У них есть желание разобраться, что на самом деле стоит наших трудов, а что — нет. Они начинают с осознания того, что является истиной о Боге, мире и человеке. С решимости привести свою жизнь в соответствие с этой истиной. С готовности приложить к этому усилия.

    Дары волхвов в храме Христа Спасителя, Москва. Фото: Патриархия.Ru Дары волхвов в храме Христа Спасителя, Москва. Фото: Патриархия.Ru
        

    Это можно сравнить с путешествием на борту корабля — одни просто пьют и развлекаются, как умеют, другие пытаются сделать свое пребывание на корабле более комфортным, третьи задаются вопросом — а куда мы, собственно, плывем, в чем цель нашего путешествия, как нам его достичь?

    В самом деле, наше отношение к жизни — к каждому ее дню — определятся тем, что мы думаем о ее цели. Куда мы хотим и надеемся прибыть в финале нашего жизненного пути? Атеизм — а атеизмом, осознанным или не вполне, мы успели пропитаться за 70 лет — полагает, что никуда. Как говорил Базаров в «Отцах и детях»: «Закопают — лопух вырастет». Пей и развлекайся, пока неизбежное старение — а там и смерть — не лишили тебя всего.

    Но если жизнь — это дорога в никуда, то она неизбежно приходит в упадок. И в нашей стране, и в других странах бывают города-призраки — около исчерпанных шахт или закрытых заводов.

    Заброшенный Детройт. Помещение завода-изготовителя автомобильных кузовов Заброшенный Детройт. Помещение завода-изготовителя автомобильных кузовов
        

    Заброшенный Детройт Заброшенный Детройт
        

    Когда-то там жили люди — но больше никто не живет, фотографии заброшенных домов, магазинов и кинотеатров производят странное впечатление. Но стоит обратить внимание и на дороги, которые ведут в такие города — они тоже заброшены. Их никто не приводит в порядок, не ремонтирует, по их обочинам не стоят ни магазины, ни кафе, ни заправки... Можно сразу догадаться, что они ведут в никуда. А зачем заботиться о дороге, которая никуда не ведет?

    Но если наша жизнь имеет цель и предназначение — населенный Город, Небесный Иерусалим, то она поистине стоит того, чтобы быть прожитой. Конечно, если никакой вечной жизни нет, то стоять долгими часами, надеясь прикоснуться к святыне, бессмысленно. Но тогда бессмысленно и все остальное. Если все наши достижения, надежды, устремления и привязанности кончаются по эту сторону гроба, то все они равно иллюзорны и бессмысленны.

    И идти, чтобы почтить святыню — значит заявить, о своей надежде. Нет, жизнь не бессмысленна, в ней есть цель и смысл, мы идем и придем в Отчий дом и возрадуемся вовеки. И длинная очередь к Дарам волхвов — часть этого пути. И это исповедание надежды меняет людей изнутри — гораздо сильнее, чем любые попытки привести свою жизнь в порядок при помощи каких-нибудь психологических тренингов.

    Люди идут к Тому, Кто родился в Вифлееме, Кому были принесены эти Дары — повторяя путь волхвов, которые шли еще дольше, около двух лет, чтобы встретить Господа и Спасителя мира. Как сказал пророк: «Возвратитесь, мятежные дети: Я исцелю вашу непокорность. — Вот, мы идем к Тебе, ибо Ты — Господь Бог наш» (Иер.3:22).

    Эта дорога к святыне — самая важная из всех дорог, потому что она является частью пути к нашей подлинной цели и предназначению — к Богу. И преодолевая трудности на этом пути, вновь и вновь принимая решение — я буду идти к святыне, а не валяться перед телевизором — люди очень глубоко меняют себя, свои отношения с Богом и весь мир. Сама обида, с которой некоторые неверующие пишут о верующих, выдает чувство горечи и лишения: «У них, этих верующих, есть что-то, чего нет у нас». Но веру может обрести каждый — для этого нужно только немного смирения перед чудом.

    Бог смирился до того, что стал Младенцем, Принимающим Дары от волхвов. Сегодня Он принимает тех, кто приходит почтить Его. Примет и нас, если мы придем.

    Верующие у Храма Христа Спасителя, где находятся Дары волхвов. © РИА Новости. Максим Блинов Верующие у Храма Христа Спасителя, где находятся Дары волхвов. © РИА Новости. Максим Блинов
        

    Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов Дары волхвов. Фото: Игорь Белокопытов
      

    Сергей Худиев
    Pravoslavie.ru

    Смотри также:

    Что Тебе принесем, Христе? Слово игумена афонского монастыря Святого Павла архимандрита Парфения на поклонение Честным Дарам волхвов
    «Что Тебе принесем, Христе?» - вопрошает Церковь в одном известном рождественском песнопении, и тот же вопрос все мы обращаем к самим себе. Золото? Ладан? Благовония?

    Дары волхвов
    Дары волхвов — это 28 золотых подвесок, украшенных изящным орнаментом, а также ладан и смирна, соединенные в небольшие шарики темного цвета.

    Патриарх Кирилл: "Вы предоставили величайшую радость нашему народу, привезя Дары волхвов"
    Святейший Патриарх встретился с делегацией афонского монастыря святого Павла.

    Очередь к Дарам волхвов: в кадре и за кадром
    Беседовали две женщины среднего возраста. Одна из них рассказывала, что накануне прикоснулась к Дарам волхвов, отстояв в очереди 7 часов. Другая призналась, что собирается ехать завтра, невзирая на длинную очередь. Потому что, по ее словам, "соприкосновение с такими святынями нас пробуждает и открывает cердце".

    Старец Паисий Святогорец. Святой Арсений Каппадокийский

    Книга посвящена житию и чудесам одного из самых замечательных святых последнего времени – греческого подвижника преподобного Арсения Каппадокийского (1924; пам. 28 октября/ 10 ноября). Автор – известный на Афоне Старец Паисий (1924-1994), написавший несколько книг о подвижниках, с которыми Господь благословил ему встречаться в жизни. Отец Паисий был крещен преподобным Арсением и получил от него имя Арсения, кроме того, преподобный предсказал ему монашеский путь.