• Балканы, Афон, Константинополь
  • «Мы слышим критику не только от либералов»

    Как сообщалось, на портале «Православие и мир» была опубликована статья Андрея Десницкого «Обязательно ли верить в подлинность святынь?» В этой публикации автор выражает сомнения в подлинности Даров волхвов, которые в настоящее время пребывают в России для поклонения им.

    Мы попросили прокомментировать мнение обозревателя «Правмира» известного московского пастыря, настоятеля храма Всех Святых в Красном Селе (Москва), члена Союза писателей России протоиерея Артемия Владимирова:

    Протоиерей Артемий Владимиров Протоиерей Артемий Владимиров
    «Мы слышим критику не только от либералов, но и от тех людей, которые скудны подлинным религиозным чувством, не имеют духовно-нравственного просвещения. Если душа остается без Христа, то тогда для неё весь мир - пустыня, алтарь без Бога. Не имея устремленности ума и сердца к народившемуся Спасителю мира, человек может видеть в дорогих каждому христианину святынях, прямо или косвенно связанных с Богочеловеком, только какие-то черепки древней культуры, а ещё хуже того, реалии, соотносимые им, бедным критиком, с идолопоклонством.

    Действительно, как оценить по достоинству многокилометровые очереди к Поясу Богородицы или к Дарам волхвов, если не знаешь, что такое причащение Святых Христовых Тайн, если никогда не причащался Даров Пречистого Тела и Крови Господних?! Что такой человек может понимать в иных Божиих дарах и адекватно оценивать ту религиозно-нравственную ситуацию, которая сейчас является предметом нашего внимания? Этот духовный энтузиазм, глубокий интерес, внутренняя жажда прикоснуться хотя бы на секунду к святыне говорит о том, что жива душа народа. Она хочет выйти из-под гнета пошлости, цинизма, хамства, разврата, которыми заботливо эту душу окружает "псевдокультура" СМИ с одной подспудной целью - закрыть небо для христианской души, угасить в ней жажду святыни, разучить её молиться.

    Конечно, ученые, этнографы, археологи, специалисты по древней материальной культуре могут рассуждать о том, какие же Дары были принесены Богомладенцу. Древние хроники и изображения говорят о том, что это были сосуды, а вовсе не золотые треугольнички, искусно декорированные. Журналист Комсомольской правды несколько дней тому назад спрашивал меня о том, как могли до третьего тысячелетия сохраниться ладан и смирна. На это я мягко ответил любознательной комсомолии, что эти вязкие смолистые вещества для того и использовали при погребении индийских покойников, что они сдерживают гниение и разложение органической ткани. Поэтому меня как обывателя совершенно не удивляет, что в далёком Афонском монастыре в виде довольно большого шара сохранилось это ароматическое вещество из смешанных ладана и смирны.

    Не удивляет меня и затейливая огранка этих треугольничков, из которых только три привезены в Россию. Ведь за две тысячи лет золотые сосуды, поднесенные волхвами, могли быть расплавлены, разделены, эта участь постигла и прочие святыни, связанные с Евангелием. Сорочка Иисуса Христа, Его Животворящий Крест разделены на тысячи частиц. Дары - прочное афонское предание, поскольку на православном Востоке не склонны были к подделкам и суррогатам. Я убежден, что самая акция, ставшая свидетельством дружества Русской и Греческой Церквей, наше духовное единство, не пресекавшееся в течение тысячи лет, есть ответ нашего стихийно-благочестивого народа на явление новой святыни. Лично у меня это вызывает глубокое и неподдельное умиление. Эта акция есть свидетельство простых сердец, студентов, может быть, ещё мало знающих о Православии, семейных пар, которые с искренней молитвой молятся о даровании единомыслия и мира, пожилых людей, обремененных недугами, священства, которое хотело бы также проповедовать Евангелие Христово, как это делали восточные мудрецы Валтасар, Мельхиор и Гаспар.

    Меня растрогал вид километровой очереди. Я получаю свидетельства и многие сообщения от своих прихожан, которые достойны занесения в московскую летопись. "Батюшка, отстояла 14 часов, - пишет студентка 18 лет. - Какая меня посетила благодать на подходе к храму Христа Спасителя! На сердце так мирно, радостно и легко. Дивен Бог, творящий чудеса с нашими грешными душами". И действительно, когда слышишь о 14, 9 или даже 4 часах стояния на холодных улицах, но в совершенном благодушии без желания пролезть вперед и кого-то обогнать, то понимаешь, что Христова благодать действительно посетила столицу независимо от тех модификаций, которые претерпели древние святыни, представленные сегодня в драгоценном ларце.

    А то, что СМИ шумят об этом, предсказывал ещё царь Давид: "Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?". В отличие от комедии Шекспира "Много шума из ничего", думаю, читатели "Русской народной линии" помнят наследие великого английского драматурга, в данном случае этот "шум многий", поднявшийся, как дым, в периодических и интернет-изданиях, говорит о том, что дыма без огня не бывает. Огонь Христовой благодати мерцает в сотнях тысяч сердец людей, живущих в столице, и тех, кто посетил её в эти святочные дни. Общение с Христом Богомладенцем - это секундное прикосновение к замечательной афонской святыне».

    Русская народная линия

    Смотри также:

    Протоиерей Николай Погребняк. Дары волхвов в богослужении и иконографии
    Последовав волхвам, совершив великое путешествие, чтобы узреть Христа и принести Ему свои дары любви, мы не только сами войдем в радость общения с Ним, - станем причастниками духовной радости всей Церкви - Церкви, которую прообразовали пришедшие к Вифлеемской пещере пастыри и волхвы:

    "Подлинность Даров Волхвов не вызывает никаких сомнений"
    Дары Волхвов – главная святыня афонского монастыря святого Павла. О современной жизни обители, афонском кризисе второй половины XX века и секрете счастливой семейной жизни рассказывает один из членов греческой делегации, которая сопровождает Дары, насельник монастыря святого Павла, представитель монастыря в священном Киноте Горы Афон и один из эпистатов (членов правительства) Святой Горы Афон монах Никодим.

    Монах Никодим (афонский монастырь Святого Павла): Являются ли Дары Волхвов подлинными? Почему мы им покланяемся? Кто такие волхвы?
    Корреспондент Agionoros.ru встретился с монахом Никодимом, сопровождающим Дары Волхвов в России, Белоруссии и Украине. Отец Никодим занимался изучением наследия архимандрита Софрония (Сахарова), представлял обитель Святого Павла в Священном Киноте Святой Горы Афон.

    «Торжество Господа обнаруживает всю немощь и бессилие наших врагов»
    Владимир Крупин об отношении либеральных СМИ к пребыванию в России Даров волхвов.

    Дары Волхвов. Мнение историка
    Корреспондент AgionOros.ru попросил рассказать о Дарах Волхвов кандидата исторических наук, сотрудника кафедры истории Церкви МГУ им. М.В. Ломоносова Афанасия Зоитакиса.

    Почему потомков волхвов корежит от их даров?
    Поклонение христианским святыням, либеральная общественность использовала для очередного "разжигания".

    Егор Холмогоров: Подлинная история Даров волхвов
    Еще неделю назад никто не мог представить, что вокруг Даров волхвов начнется словесная война и каждому придется выбирать, на чьей он стороне. Но быть «знамением пререкаемым» – свойство подлинных христианских святынь.

    Диалоги на улицах: петербуржцы в очереди к Дарам волхвов
    Каких чудес ждут горожане от Даров волхвов, - спрашивал "Диалог" в очереди к христианской Святыне.

    Старец Паисий Святогорец. Слова. Том III. Духовная борьба.

    Старец Паисий Святогорец (1924-1994), известный во всём православном мире греческий афонский монах, подлинный святой нашего времени, авторитетнейший духовный наставник и писатель. Серия «Слова» Старца Паисия начала составляться после его кончины монахинями основанного Старцем монастыря Суроти недалеко от Салоник. При составлении «Слов» Старца Паисия были использованы магнитофонные и стенографические записи бесед с ним, его письма и отрывки из книг написанных им при жизни.Написанные в живой, образной форме вопросов и ответов «Слова» Старца Паисия Святогорца переведены на десятки языков и помогают многим людям найти путь к Богу и получить ответы на волнующие их вопросы.В III томе «Слов», посвященном теме покаяния и исповеди, собраны наставления Старца, помогающие измученному грехом человеку приобрести добрую обеспокоенность и начать духовную борьбу со связавшим его грехом.