• Балканы, Афон, Константинополь
  • «Никакого чувства святыни нет у этих празднословов»

    Игумен Лука (Степанов) о реакции со стороны либеральных писателей и политиков на народное поклонение Дарам волхвов.

    Писатель Михаил Веллер в программе «Особое мнение» радиостанции «Эхо Москвы» высказал свои суждения о принесении в Россию Даров волхвов:

    «…Людям всегда нужны какие-то фетиши, людям всегда нужны какие-то святыни. Когда-то Вселенский собор долго разбирался, можно ли поклоняться иконам, поскольку это предмет, поскольку это идолопоклонничество. Очень долго спорили и приняли сравнительно соломоново решение, что доскам раскрашенным поклоняться нельзя, но ликам Бога, Богоматери и святых, которые там изображены, поклоняться можно и должно. То есть поклоняются не предмету, а лику, который там изображен. Ну и с дарами волхвов то же самое - не предмету, а, вот, всей этой великой идее.

    А в сущности, не имеет никакого значения. Людям для того, чтобы они чувствовали себя народом (а им это потребно инстинктивно, им имманентно присуще такое качество систематизировать себя в единый народ), им нужно поклоняться Карлу Марксу или Государю-Императору, или великому Сталину, или господу Иисусу, или Перуну и Даждьбогу. Не имеет значения, потому что святыни легко взаимозаменяемы и это не принципиально. Принципиально только их наличие. Именно поэтому люди, которые комментировали парады с Красной площади и съезды КПСС с теми же интонациями в 90-е... Ну, перестраиваться тяжело, модуляции-то поставлены, голос-то уперт на диафрагму... Они вели репортажи из церквей, кто что делает, кто откуда выходит: «На Чайке выезжает министр обороны, нет, простите, Святейший Патриарх». Ужасно это смотрелось. Сейчас немного научились.

    Так что всё это совершенно не важно. Люди поклоняются своей святыне. Дело это хорошее. Люди всегда поклонялись каким-то святыням. Дай бог, чтобы у людей было в душе больше святого, а меньше, наоборот, нигилизма. Увезли. Ну, что-нибудь другое привезут, ничего страшного».

    Мы попросили прокомментировать это и подобные суждения либеральных деятелей настоятеля Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области игумена Луку (Степанова).

    Термин «идолопоклонство» обозначает явление, при котором божественные почести вместо Творца приносятся творению, какому бы то ни было видимому или невидимому явлению тварного бытия, что и вызывает трагические последствия для души, поскольку заповедь Божия «Господу Богу поклоняйся, Ему Единому послужиши» является основополагающей заповедью Божественного откровения. Всякое откровение со стороны человеков творению своих рук или рук Божиих является оскорблением достоинства Творца, Единого Истинного Бога нашего.

    Эта вероучительная истина, однако, вовсе не отменяет благоговение верующих православных к тем святыням, которые этим же Живым Богом освящены. Там, где почтение святынь является следствием веры и поклонения Истинному Богу, там и это почитание досточестное и достославное. Как и Ветхозаветный Израиль потому окружил таким благоговением Кивот Завета, что даже прикоснувшийся нечаянно к нему вопреки Богом установленному запрещению был строго наказан, то сколь большим благоговением надлежит быть окруженным тем святыням, на которых явилась сугубая благодать Пресвятой Троицы, и святость которых обусловлена действиями Божественных энергий, исходящих в видимый тварный мир от неприступного Божества. Божественная энергия есть способ бытия Божия вне Его непознаваемой для человека сущности. Потому осиянные этой благодатью люди и предметы по причине их посвященности Божеству являются предметом благоговейнейшего почитания со стороны всех любящих нашего Господа.

    Бредовые злословия, словесная ахинея, поношения, возводимые людьми, чуждыми всякого понятия о поклонении Творцу и Создателю, свидетельствуют не против святынь, а о том, что никакого чувства святыни нет у этих празднословов. И собственную пустоту пытаясь забить надутыми фразами, они ничуть не преуспевают в борьбе с Истиной и с поклонением святыням, поскольку они зиждутся на вере в Пресвятую Троицу и благодать Святого Духа, от Нее исходящую, а не на свидетельствах лжеименного разума. Нельзя убедить того, кто не хочет быть убежденным. А нежелание быть убежденным связано с осквернением души, не желающей очищения. Потому уместно к этим спорщикам приложить слова Апокалипсиса: «Скверный пусть сквернится еще, а чистый пусть очищается еще». Скверный, не имеющий понятия о значении святыни для спасения человека, своими суждениями прибавляет нечистоту душе своей и греховности, а все ищущие Господа и очищающие себя пред Ним от благоговения и почитания святынь Православной Церкви еще более очищаются и преуспевают на своем пути ко спасению.

    Русская народная линия

    Смотри также:

    Дары Волхвов (видео)
    Agionoros.ru публикует очередной материал, посвящённый Честным Дарам волхвов.

    Дары волхвов
    Дары волхвов — это 28 золотых подвесок, украшенных изящным орнаментом, а также ладан и смирна, соединенные в небольшие шарики темного цвета.

    Протоиерей Димитрий Арзуманов . "В обстановке, когда нас окружают сплошные суррогаты, особо ценны такие подлинные вещи, как Дары Волхвов"
    Протоиерей Димитрий Арзуманов размышляет о причинах нескончаемой вереницы богомольцев к Дарам волхвов …

    Монах Никодим (афонский монастырь Святого Павла): Являются ли Дары Волхвов подлинными? Почему мы им покланяемся? Кто такие волхвы?
    Корреспондент Agionoros.ru встретился с монахом Никодимом, сопровождающим Дары Волхвов в России, Белоруссии и Украине. Отец Никодим занимался изучением наследия архимандрита Софрония (Сахарова), представлял обитель Святого Павла в Священном Киноте Святой Горы Афон.

    «Торжество Господа обнаруживает всю немощь и бессилие наших врагов»
    Владимир Крупин об отношении либеральных СМИ к пребыванию в России Даров волхвов.

    Дары Волхвов. Мнение историка
    Корреспондент AgionOros.ru попросил рассказать о Дарах Волхвов кандидата исторических наук, сотрудника кафедры истории Церкви МГУ им. М.В. Ломоносова Афанасия Зоитакиса.

    Егор Холмогоров: Подлинная история Даров волхвов
    Еще неделю назад никто не мог представить, что вокруг Даров волхвов начнется словесная война и каждому придется выбирать, на чьей он стороне. Но быть «знамением пререкаемым» – свойство подлинных христианских святынь.

    Диакон Владимир Василик: Значение принесения Даров волхвов в Россию
    Диакон Владимир Василик о поклонении Дарам волхвов и об «информационных разбойниках», ведущих агитацию против подлинности святыни …

    «Мы слышим критику не только от либералов»
    Как сообщалось, на портале «Православие и мир» была опубликована статья Андрея Десницкого «Обязательно ли верить в подлинность святынь?» В этой публикации автор выражает сомнения в подлинности Даров волхвов, которые в настоящее время пребывают в России для поклонения им.

    Дарам волхвов в России за десять дней поклонилось 585 тыс. верующих
    420 тысяч приложились к святыне в Москве, 165 тысяч - в Петербурге.

    «Подобные высказывания депутата обличают его полную несостоятельность»
    Иерей Алексий Мороз о заявлении Бориса Вишневского, возмущенного участием органов власти и государственных СМИ в организации и освещении пребывания Даров волхвов в России.

    Монах Никодим (афонский монастырь Святого Павла): О поклонении Дарам волхвов, церковной жизни, афонских старцах и Паисии Святогорце
    Корреспондент AgionOros.ru встретился с монахом Никодимом, сопровождающим Дары Волхвов в России, Белоруссии и Украине.

    Святейший Патриарх Кирилл: Многотысячные очереди к Дарам волхвов свидетельствуют о горячей вере нашего народа
    «Скорбью наполняется сердце, когда люди, называющие себя православными, уподобляют идолопоклонникам своих братьев и сестер по вере, которые многие часы стоят для того, чтобы поклониться святыням».

    Архимандрит Епифаний (Феодоропулос). Масонство в свете истины

    В книге современного авторитетнейшего греческого богослова, бесстрашного защитника церковного Предания и борца за чистоту Православия архимандрита Епифания Феодоропулоса (1930-1989), даётся детальный анализ официальных документов греческой масонской организации, изданных масонами Греции в виде сборника «Элладская Церковь и масонство». Анализируя тексты масонских посвящений, обрядов и церемоний, автор убедительно доказывает, что масонство – отнюдь не безобидное общество или филантропическое объединение, но самая настоящая религия. Невозможно быть православным, оставаясь масоном, сама принадлежность к масонству означает отречение от Бога и хулу на Христа – такой вывод автора книги.